Пока остальные отечественные олигархи судорожно спасают свой потрепанный в кризис бизнес, Владимир Потанин, президент холдинга «Интеррос» и один из самых богатых российских бизнесменов, задумался о вечном и – решил передать свое состояние на благотворительность. О чем, собственно, поведал всему миру с полос не каких-нибудь локальных «Коммерсанта» и «Ведомостей», а Financial Times. «Мое состояние не будет передано по наследству. Оно должно работать на благо общества», – заявил миллиардер. Поступок, заслуживающий уважения. Особенно с учетом величины того самого состояния, которое со временем будет работать на соотечественников. За Потаниным, даже с учетом разрушений, нанесенных мировой финансовой стихией, числится несколько миллиардов долларов. И если бы не огромные долги и падение спроса на продукцию основного актива «Интерроса» – «Норильского никеля», то эта цифра могла бы быть в разы больше. Почти $23 млрд накануне кризиса – немало, правда, для науки, культуры и искусства?

Конечно, о былых завоеваниях теперь можно лишь вспоминать, но Потанин не сдается: «дно» пройдено, цены на сырье восстановились и «Интеррос» в 3,5 раза сократил свои долги (с $7 млрд до $2 млрд). Мало того, вскоре он полностью расплатится с ВТБ по кредиту на $3,2 млрд и освободит из-под залога 95% акций собравшейся выйти на публику медиакомпании «ПрофМедиа». Но сути дела это не меняет: «Дети подрастают. Их отец – миллиардер и знаменитость. Во-первых, они в моей тени, а, во-вторых, какая у них мотивация добиться чего-то в жизни?» И не поспоришь. Трем детям миллиардера к отцовскому меценатству не привыкать. Потанин одним из первых среди российских бизнесменов начал жертвовать деньги на благие цели. Например, ежегодно он перечисляет $1 млн в Фонд Гуггенхайма, управляющего международной сетью музеев и коллекционирующего современное искусство. Кроме того, олигарх поддерживает российских спортсменов, детей и инвалидов. А основной проект его благотворительного фонда, ежегодные пожертвования в который Потанин намерен увеличить с $10 млн до $25 млн, – федеральная стипендиальная программа.

«Я собираюсь последовать примеру Гейтса и Баффета», – объясняет свое щедрое завещание известный предприниматель. Если и равняться на кого-нибудь, то на самых великих. И у Потанина есть все шансы встать в один ряд с этой парочкой. Активы благотворительного фонда Гейтса и его жены Мелинды Bill & Melinda Gates Foundation Trust на 1 октября прошлого года составляли $10,1 млрд, половина из которых приходилась на акции Berkshire Hathaway, регулярно передаваемые Баффетом из своего пакета. Так что если Потанин и правда вернет все долги ВТБ, выкупит у «Русала» 25%-ную долю в «Норильском никеле», успешно дебютирует на рынке с «ПрофМедиа» и не поссорится с действующими властями, а миноритарии Berkshire не надуют из нее новый фондовый пузырь, состояние российского олигарха и пожертвования двух американцев окажутся в одной весовой категории.