В России плохо приживаются гаджеты, которые нужны для совершенствования работы сетевых магазинов и ускорения процесса покупки. По неиспользованию некоторых из них Россия «лидирует» с большим отрывом от развитых стран. 

Банальное устройство – терминал по приему пластиковых карт. До недавнего времени даже в некоторых крупнейших сетях гипермаркетов в Москве на кассе приходилось расплачиваться наличными. Все из-за колоссальных ставок на эквайринг (услуга, позволяющая организации принимать карты) – в районе 1,5–3,5% от суммы чека. Это деньги, напрямую уходящие из оборота ресторана или магазина. За рубежом процент варьируется от 0,01% до 0,8%, то есть, наоборот, дает возможность предприятию экономить на операциях с кэшем. Сами терминалы в России тоже стоят дорого – за программную часть, поддержку и «металл» придется выложить до $3500 плюс обслуживание около $600 в год. Для маленького магазинчика с ежедневной выручкой в несколько тысяч рублей – огромные деньги. Поэтому если в Нью-Йорке вы может купить по карточке даже хот-дог, то у нас такое нереально. И, конечно, есть психологический момент: у населения нет доверия к банкам, и нельзя сказать, что необоснованно. 

На фоне неспособности внедрить даже платежные терминалы остальные гаджеты кажутся несбыточной мечтой. В Японии уже широко применяются безлюдные кассы, также они используются в США, Великобритании, Франции. А в России к ним люди не готовы. Когда «Ашан» рискнул и поставил в одном из своих гипермаркетов такую кассу самообслуживания, пришлось приставить человека, который учил ею пользоваться. Сама концепция «безлюдности» была нарушена. И цена «неотбиваемая»до 80 000 евро. Пока еще дешевле нанять кассира: нет в России такого дефицита рабочей силы, как в некоторых странах. 

Другое нововведение – весы, автоматически определяющие, что на них лежит. Правда, их я видел только в магазине Metro Futures Store под Дюссельдорфом, повсеместного распространения они пока не получили. Загвоздка в том, что если яблоки от помидоров такие весы еще способны отличить, то отличить разные виды помидоров схожего размера легче все-таки человеческому глазу. Поэтому, если вы их ставите в супермаркет, придется торговать только одним видом каждого наименования овощей и фруктов, а не тремя–четырьмя. В том же Metro Futures Store выкручиваются, например, продавая только обычные помидоры и более мелкие черри. Но все равно я смог эти умные весы «обмануть»: под определенным углом они путают товар. Возможно, этот гаджет и будет массово внедряться в будущем, но только после доработок.

Были бы полезны такие примочки, как электронный поиск товара, электронные каталоги, электронная витрина. Представьте: вместо метаний по отделам и обшаривания полок вы ищете, например, нужное вино в открытой базе, задавая марку, год, страну розлива и так далее. И высвечивается информация: где именно стоит бутылка. Или получаете всю информацию о товаре, можете сравнить его с другим. К сожалению, как и в случае с безлюдными кассами, опыт показывает: сделай мы такие гаджеты, люди не будут ими пользоваться. Да, есть магазины, в которых они сегодня востребованы – например, книжные или электроники, но там, как правило, аудитория с другим уровнем знаний и другое отношение. 
Ведь главное препятствие для внедрения любых новинок – сами люди, которым неинтересно всем этим пользоваться. Как происходит обычно? Появляется гаджет, он становится популярен среди молодежи, затем подтягиваются старшие поколения. Но нашей молодежи в продуктовом магазине это точно не будет интересно. Во многом из-за того, что существует негативное отношение к торговле как к классу. Например, работать в «Газпроме» престижно, а в торговле – нет. И плевать, что даже небольшой магазинчик может стоить дороже серьезной производственной площадки. Но из-за имиджа, сформировавшегося еще в советское время и осознанно поддерживаемого в настоящее время, молодые люди ходят в продуктовые магазины без особого удовольствия и не интересуются его техническими нововведениями. Стоят у нас считыватели штрих-кодов для покупателей для проверки возможного расхождения цены на ценнике и на кассе, но пользуется ими 1% покупателей. А пока нет интереса, техническое совершенствование торговли будет стоять на месте.