Брюссель, 6 марта 2025 года. Флаги стран Евросоюза в штаб-квартире Европейского совета

Брюссель, 6 марта 2025 года. Флаги стран Евросоюза в штаб-квартире Европейского совета

Hatim Kaghat/Belga via ZUMA Press

Вчера на экстренном саммите лидеры ЕС обсуждали планы по значительному увеличению расходов на оборону и снижению зависимости от США в вопросах безопасности. После первых заявлений Дональда Трампа Европа ищет, чем заменить американский щит. Но есть ли у европейской экономики возможности оплатить новую гонку вооружений?

На встрече в Брюсселе 6 марта европейские лидеры говорили о двух важнейших вопросов. Во-первых, это предложение президента Франции Эммануэля Макрона заменить американский «ядерный зонтик» над Европой французским. Конечно, Франция имеет всего 290 боеголовок, однако, прямо скажем, для ядерного апокалипсиса и этого достаточно. Во-вторых, это предложение главы Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен плана по перевооружению Европу, который позволит выделить до 800 млрд евро в ближайшие четыре года, включая новый оборонный фонд объемом 150 млрд евро в виде кредитов на закупку вооружения, что, как считает фон дер Ляйен, сможет значительно усилить поддержку Украины — это примерно столько, сколько потратили на поддержку Украины США за годы войны.

Экономная экономика

Поздним вечером стало известно, что Евросоюз одобрил план повышения обороноспособности. В частности, создание оборонного фонда в объеме 150 млрд евро, а также смягчение бюджетного правила, которое ограничивает размер госдолга 60% ВВП и дефицит бюджета 3%, в части расходов на оборону.

Тут стоит отметить, что предложение главы Еврокомиссии перекликается с докладом экс-главы Европейского центробанка и бывшего премьер-министра Италии Марио Драги, представленном Еврокомиссии в январе этого года. Доклад под названием «Будущее европейской конкурентоспособности» сразу же назвали «планом спасения Европы». Центральным местом доклада как раз и является предложение создать общеевропейский инвестиционный фонд в 800 млрд евро для преодоления устойчивой стагнации европейских экономик и увеличение государственной поддержки.

Правда, наделавший много шуму доклад тогда посчитали нереалистичным. Прежде всего потому, что Европа, в отличие от США, гораздо менее склонна к согласованным действиям. Что говорить о 800 млрд и даже 150 млрд евро, если Венгрия блокирует выделение Украине всего 20 млрд. А ведь есть еще Словакия, Хорватия — да в любой стране ЕС может прийти к власти противник трат. И хотя против Венгрии у Евросоюза есть такой механизм, как лишение субсидий и штрафные санкции, стоит признать, что справиться с ее мятежным премьером Виктором Орбаном пока не могут. Хотя уже звучат предложения лишить Венгрию права голоса и создать общеевропейскую армию с единым министром обороны и единым оборонным бюджетом.

Однако даже если Европе и удастся сплотиться, остается вопрос: хватит ли ей сил защитить саму себя и помочь Украине?