Приезд Ленина в Петроград в апреле 1917 года. Картина Михаила Соколова (1875–1953). Вопреки исторической правде (но следуя инстинкту самосохранения) художник включил в картину Сталина

Приезд Ленина в Петроград в апреле 1917 года. Картина Михаила Соколова (1875–1953). Вопреки исторической правде (но следуя инстинкту самосохранения) художник включил в картину Сталина

Какое счастье, что 22 апреля – обычный будний день! Многие читатели хорошо помнят, что в советское время это была красная дата календаря: день рождения Ленина отмечался как один из главных государственных праздников и центральное ритуальное событие ленинского культа.

Даже некруглые юбилеи (сегодня, например, вождю мирового пролетариата легко мог бы стукнуть 151 год) считались важными вехами. К очередной годовщине трудовые коллективы принимали на себя «повышенные социалистические обязательства» (и в истерической спешке «сдавали» к 22 апреля недостроенные объекты), а сам праздник знаменовался театральными премьерами, выставками и многословными передовицами во всех без исключения советских газетах.

Улицы и дворы на глазах хорошели в ходе массовых «ленинских субботников», а у гробницы вождя на Красной площади кишела детвора: ритуал массового приема пионеров в октябрята, а последних – в комсомольцы тоже был обычно приурочен к славной дате.

Не останемся же и мы в стороне от праздника, отметив его публикацией двух отрывков из книги британского историка Кэтрин Мерридейл «Ленин в поезде», в которых рассказывается о двух петербургских квартирах-музеях – полузабытых святилищах ленинского культа. Впрочем, по мнению Мерридейл, не стоит недооценивать живучесть ленинского мифа:

Ленин мертв, но остается живым артефактом путинской России, которая и сама представляет собой артефакт, чья кожа, лоснящаяся от нефти, скрывает под собой неизбывную мертвечину.