
Владимир Путин у памятника «Сыновьям России, воевавшим в Гражданскую войну» (другое название — «Памятник примирения в Гражданской войне»), 4 ноября 2021 года. В результате конфронтации, возникшей вокруг памятника, срок его открытия переносился несколько раз. Память о Гражданской войне в России, пишет историк-американист Иван Курилла, способна вызвать не меньший конфликт, чем тот, что разгорелся в Соединенных Штатах в случае с их Гражданской войной.
Фото: kremlin.ru
Начиная читать книгу Ивана Куриллы «Битва за прошлое: Как политика меняет историю», я сразу же вспомнил, какая битва за прошлое шла у меня в голове на исходе советской эпохи, когда политика однозначно влияла на историю, но оставляла все же место для интерпретаций.
Официальной историей для меня, студента Ленинградского университета, была расширенная история КПСС со всеми ее непременными элементами: культом революции и ее вождя, противопоставлением успехов советского строя вечному кризису строя досоветского и утверждением СССР как оплота всего прогрессивного человечества, борющегося с капитализмом.
Но, купив однажды билеты на цикл лекций о древней Руси в знаменитый лекторий общества «Знание» на Литейном (особняк Зинаиды Юсуповой), я обнаружил, что вполне официозный советский историк может развивать культ киевских князей, выбросив из своего курса весь исторический материализм с его марксистским экономическим детерминизмом, эксплуатацией трудящихся и трактовкой религии как опиума для народа. Курс оказался почти таким же скучным, как история КПСС, но я вдруг стал понимать, что историй может быть много.
Я предполагаю, что если написать учебник "История племени майя" больших споров в России не будет. Или будет? Все-таки исторический релятивизм, на мой взгляд опасен.
Об этом Галич писал "Съезду историков".
Уходят слова, и приходят слова,
За правдою правда вступает в права.
.
Так помните ж, люди, и знайте вовек,
И к черту дурацкая смута:
"Каким-то хазарам, какой-то Олег,
За что-то отмстил, почему-то!"
.
И это преданье седой старины -
Пример для историков нашей страны!
Отказ от объективности в угоду политическим интересам ведет к нарастанию лжи и лицемерия. В итоге получим руины, которые создаст армия услужливых придурков, знающих чего от них хочет начальник.