Владимир Путин у памятника «Сыновьям России, воевавшим в Гражданскую войну» (другое название — «Памятник примирения в Гражданской войне»), 4 ноября 2021 года. В результате конфронтации, возникшей вокруг памятника, срок его открытия переносился несколько раз. Память о Гражданской войне в России, пишет историк-американист Иван Курилла, способна вызвать не меньший конфликт, чем тот, что разгорелся в Соединенных Штатах в случае с их Гражданской войной.

Владимир Путин у памятника «Сыновьям России, воевавшим в Гражданскую войну» (другое название — «Памятник примирения в Гражданской войне»), 4 ноября 2021 года. В результате конфронтации, возникшей вокруг памятника, срок его открытия переносился несколько раз. Память о Гражданской войне в России, пишет историк-американист Иван Курилла, способна вызвать не меньший конфликт, чем тот, что разгорелся в Соединенных Штатах в случае с их Гражданской войной.

Фото: kremlin.ru

Начиная читать книгу Ивана Куриллы «Битва за прошлое: Как политика меняет историю», я сразу же вспомнил, какая битва за прошлое шла у меня в голове на исходе советской эпохи, когда политика однозначно влияла на историю, но оставляла все же место для интерпретаций.

Официальной историей для меня, студента Ленинградского университета, была расширенная история КПСС со всеми ее непременными элементами: культом революции и ее вождя, противопоставлением успехов советского строя вечному кризису строя досоветского и утверждением СССР как оплота всего прогрессивного человечества, борющегося с капитализмом.

Но, купив однажды билеты на цикл лекций о древней Руси в знаменитый лекторий общества «Знание» на Литейном (особняк Зинаиды Юсуповой), я обнаружил, что вполне официозный советский историк может развивать культ киевских князей, выбросив из своего курса весь исторический материализм с его марксистским экономическим детерминизмом, эксплуатацией трудящихся и трактовкой религии как опиума для народа. Курс оказался почти таким же скучным, как история КПСС, но я вдруг стал понимать, что историй может быть много.