Бельгийский врач Крис Вербург (Kris Verburgh), научный сотрудник Свободного университета Брюсселя, спикер TED и популярный писатель, изобрел термин «нутригеронтология»: эта медицинская специальность изучает, каким образом правильное питание может (и может ли вообще) замедлить процессы старения и уменьшить риски развития старческих заболеваний, в том числе деменции.
В своей новой книге «Кодекс долголетия. Что заставляет нас стареть, зачем это нужно и как "обмануть" эволюцию: пошаговое руководство» (только что вышла в издательстве Бомбора) доктор Вербург подробно описывает механизмы старения и предлагает ряд практических рекомендаций по сохранению «огня молодости» (впрочем, в специальном дисклеймере автор и издатель заранее снимают с себя ответственность за любой ущерб, который читатель может понести в результате использования этой информации).
Называя процесс старения «невероятным расточительством с точки зрения природы», автор задается вопросом — каков же эволюционный смысл этого расточительства? Один из ответов: вредные мутации, которые, возможно, ускоряют процесс старения, могли быть весьма полезными для организма в более молодом возрасте. А поскольку для эволюции особенно важен период фертильности (то есть молодости организма), ей совершенно безразлично, что с вами будет, когда этот период у вас закончится.
В отрывке из главы «Молодые и здоровые, старые и больные», который мы публикуем с любезного разрешения издательства, автор объясняет, почему большинство тяжелых заболеваний типа рака и деменции обычно развиваются после окончания детородного возраста.
Пора чуть подправить поговорку, бытующую у врачей, вместо "Каждый может дожить до своего рака" на "Каждый может дожить до своего рака или Альцгеймера".
Когда тебе уже за 70, а силы еще есть, чтобы даже работать, как-то не хочется думать о неизбежном конце. Как писал поэт: "Я большой охотник жить лет до девяноста". К сожалению, автору этих строк было отпущен лишь 61 год, я уже старше его почти на 10 лет. Не только гены влияют, можно и затравить, отнять возможность заниматься любимым делом.
Любопытный взгляд, спасибо за отрывок. После того, как ты это узнал, это кажется очевидным.
Все так. Пожил - дай пожить другим.
Очень упрощённо. Например, социальный аспект наличия старшего поколения, свойственный не только людям.
Уже непродуктивные особи могут помогать клану быть в целом более успешным - следовательно тезис, что природе неинтересно, что происходит после рождения потомства с родителями, является глупым.
<Уже непродуктивные особи могут помогать клану быть в целом более успешным>
Ну так у человека, например, для этого есть в запасе пара десятков лет - вполне достаточно. А дальше уже конкуренция за ресурсы с молодыми.
Вряд ли уж прямо «глупым». Было бы интересно сравнить пользу от сильных и плодовитых молодых и активных долгоживущих стариков для клана. Еще, вероятно, эта дополнительная успешность существовала совсем недолго, если мы меряем промежутками, за которые может измениться генофонд. Сейчас уже ни кланов, ни родственных браков нет почти. А доля пенсионеров вызывает озабоченность в макроэкономических масштабах.
Кэп заглянул и сказал, что природе вообще ничего не интересно.
Я вообще в основном говорил о животных.
С позиции автора непродуктивного полового поведения быть не должно вовсе.
Но ведь это совсем не так.
Я у кого-то еще встречал, что с точки зрения естественного отбора и теории вероятности после сорока мы уже мертвы. Еще относительно недавно это было так. Антилопы, кажется, используют так стариков, когда перебираются через реку с крокодилами: пока крокодил доедает пенса, которого столкнули в реку собратья помоложе, остальные успевают перебежать. Тоже, в общем, без сантиментов. Мне 45, обидно такое читать, но зато интересно, чем придется расплачиваться за редкие простуды или ни разу не сломанные кости.
Есть и более интересные моменты - самки карликовых шимпанзе охраняют своих сыновей в моменты, когда те спариваются, обеспечивая тем самым преимущество своим генам уже в последующем поколении.
куда ни кинь - всюду край
Перефразируя всем известную цитату, "то, что делает нас сильнее, нас и убивает".
Все там будем. Кто-то раньше, кто-то позже. Поэтому, как пел великий поэт: «Не лучше ли при жизни быть приличным человеком?».