
Игорь Каляпин
Фото: кадр ютуб-канала «вДудь» (внесен в реестр иноагентов)
Задержание чеченскими силовиками жены бывшего судьи Сайди Янгулбаева Заремы Мусаевой в Нижнем Новгороде взорвало информационное пространство. С тех пор пресс-секретарю президента Дмитрию Пескову ежедневно приходится отвечать на вопросы журналистов о судьбе похищенной женщины и угрозах кадыровцев отрезать Янгулбаевым головы. В среду в Грозном прошел многотысячный митинг, участники которого жгли портреты семьи Янгулбаевых и выкрикивали проклятия в их адрес. До этого глава Чечни Рамзан Кадыров публично назвал террористами членов судейской семьи и выступивших в их защиту члена СПЧ Игоря Каляпина и журналистку «Новой газеты» Елену Милашину. Кремль дистанцируется от ситуации с похищениями и угрозами, однако сегодня стало известно, что накануне Владимир Путин встречался с Рамзаном Кадыровым в Москве.
Правозащитник Игорь Каляпин рассказал Republic, чего можно ожидать от встречи главы Чечни с президентом, возможно ли вызволить Зарему Янгулбаеву из заключения, какие риски несет эта ситуация для федеральной власти и есть ли у Рамзана Кадырова реальная поддержка в Чечне.
— Сегодня на заседании президентского Совета по правам человека вы обсуждали ситуацию с семьей Янгулбаевых. Как вы оцениваете шансы спасти Зарему Мусаеву?
— Как отличные от нуля. Они очень небольшие, но определенные соображения по этому поводу есть. Буквально только что на заседании СПЧ мы эту тему достаточно плотно обсуждали и договорились об определенных последовательных действиях. Получится — не получится, сказать сложно, потому что требуется участие чиновников федерального уровня. Шансы небольшие, никаких оптимистичных прогнозов дать не могу, к сожалению.
— Были ли прецеденты, когда благодаря публичной огласке и вмешательству правозащитников СПЧ удавалось вытащить людей из рук кадыровцев?
— Было дело Ислама Умарпашаева, которого выпустили именно благодаря тому, что мы подняли шумиху, обратились в Европейский суд и так далее. Его содержали в подвале и должны были расстрелять как боевика после инсценированной спецоперации. Тогда отпустили еще двух бедолаг, которые вместе с ним сидели, ждали расстрела. В каких-то ситуациях это помогает, хотя с Кадыровым в эти игры играть не очень получается, ему наплевать на общественное мнение, на какие-то призывы, в том числе чиновников федерального уровня. Он никого кроме президента не слушает. Очень надеюсь, что Владимир Владимирович ему все-таки стакан холодной воды на голову вылил в ходе вчерашней встречи.
В 1965 году в СССР был показан фильм Михаила Ромма "Обыкновенный фашизм". То, что мы наблюдаем в Чечне, говорит нам, что победить гитлеровскую Германию удалось, а фашизм нет. Злокачественную опухоль удалили, а метастазы остались и проникли во множество государств. Язвы этой болезни в Чечне стали очевидными, но бороться с причинами болезни власть не хочет, пытаясь припудрить их, сказать: "Ничего не было".
"Павлины, говоришь?" Ну-ну. Но еще лучше вспомнить цитату из "Белого солнца пустыни": "Совсем озверел Чёрный Абдулла! Ни своих, ни чужих не жалеет."
В этом весь фокус. Ни Путин, ни Кадыров не могут жалеть тех, кто является их критиками, особенно активных. Реакция Кремля вполне может быть интерпретирована таким образом: "Мы все не без греха, но зачем же афишировать".
… а то может и не только чеченцев, ведь в схватке отмороженных побеждает наиболее отмороженный («к черту все твои устои, побеждает недостойный», разве Шклярский тут не в точку?). Так что поведение Кадырова относительно РФ - всего лишь зеркало поведения Путина относительно Запада. Только на ещё более отмороженном уровне, так что уж лучше биться с украми, балтами, поляками, гейропой, пиндосами - со всеми, где планка допустимого выше, значить можно гибридно и довольно безопасно. А вот там где планка может оказаться ниже - с Китаем, с Турцией, с Чечней - там максимум только пыжится и бомбить Воронеж… а в случае Чечни ещё и доплачивать.
именно, планку допустимого можно обозначить словом «порядочность» (англ. decency, нем. Anstand), о обсуждение которой с людьми в Турции или Китае вызовет зачастую лишь гомерический хохот. Эта порядочность как ценность возникает в замкнутых на себя обществах и проистекает из некогда бывшей культуры воинов-аристократов, где честь, слово, бесстрашие выходили на первый план как ценности. Позже через романтизации этой культуры и ее инкорпорирование в общую мифологию (этос) народа, в обществе формируется ценность порядочности. Пример - рыцарская романтика средневековой Европы или самурайские ценности в Японии. Парадоксально, общества с такой ценностью в конфликте выходят победителями, тому есть масса примеров. Видимо оттого, что бесстрашие и честь коррелируют друг с другом с одной стороны, и бесчестность, жестокость и подлость связаны с трусостью с другой. Отсюда, думаю, в современной культуре присутствует переоценка чеченской доблести - не думаю что этот народ способен на твердость и самоотдачу в сколько нибудь большей степени, чем славяне или западные европейцы. Вот на жестокость по отношению к слабым - безусловно.
Так и есть. Можно вообще перевести на бытовой язык. Я вырос в Тёплом стане, т. е. в московском спальнике, там было просто. Если ваши папа и мама внушили вам правила decency типа «драка - не решение проблемы», «не бей по лицу», «не бей по яйцам», то вне зависимости от оценочных суждений у вас было три варианта - сидеть дома (а в школе как повезёт), бежать и (или) искать защиты, быть битым (обычно, не раз). Поведение путиных (не только нашего) визави Запада строится ровно на таком же подходе. Опять-таки, не в плане оценки или морали, а в плане готовности «бить по яйцам». Было время, когда цивилизация понимала, что иметь дело с подворотней можно только на основе низшего общего знаменателя, как бы это не коробило. Греция это знала, Рим это знал, да что там, империи 19-го века это знали. И да, для этого требовалось видеть в ведущих себя по правилам подворотни людей подворотни. Сейчас же в цивилизации произошла аномалия, и видеть в подворотне подворотню моментально объявляется расизмом, исламофобией, колониализмом, чем угодно - только не подворотней. Причём от реальных проблем и жертв расизма (который есть) это больше отвлекает. В итоге цивилизация имеет не битое по яйцам поколение. И, к моему огромному сожалению, пока оно по яйцам не получит, оно скорее всего этого не осознает, а значит не сможет изменится. В этом плане путины ещё могут сыграть роль транквилизатора для цивилизации. Правда, расходным материалом при любом раскладе будут их подданные, у цивилизации при угрозе принципиальной ценности (жизни гражданина цивилизации) все-таки возникает защитный рефлекс :( (
Хорошо написал.
Наболело от всякого новояза, "постправды", всей мишуры :)
Правозащитник Игорь Каляпин: "Очень надеюсь, что Владимир Владимирович ему все-таки стакан холодной воды на голову вылил". Собственно, вот и весь сказ о текущем положении (и, одновременно, причинах этого положения) с "правами человека" в РФ.
Если с Украиной не проканает, Наперсточник может удовлетворится маленькой спецоперацией по наведении уже не помню, чего там находили.