Фото: Jeremy Bishop/ Unsplash.com

Фото: Jeremy Bishop/ Unsplash.com

Открывать свое дело? До пенсии работать на одну компанию? Трудиться в стабильной корпорации или взлетать вместе со стартапом. Правильного пути нет — каждый в итоге выбирает то, что ему по душе. Но как сориентироваться поскорее, не потеряв при этом кучу нервов? Зависит от того, на каком вы этапе карьеры, считает Георгий Макаров, основатель и СЕО BrandLink, платформы персональных предложений для покупателей с совокупной аудиторией в 180 млн человек.

Этап первый. Вы — начинающий.

В стадии, которая в большинстве случаев наступает сразу после окончания вуза, выбор ограничен: не хватает опыта и, как правило, денег. Конечно, сейчас активно развиваются акселерационные программы и бизнес-инкубаторы, но еще пару лет назад, по подсчетам РАЭК, на миллион российских горожан приходилось всего шесть стартапов (для сравнения, в Израиле эта цифра достигла 214, а в США — 160).

Другими словами, чаще молодые специалисты определяются не с тем, идти ли по найму или развивать собственный проект. Нет, обычно речь о работе по найму, но на одной чаше весов — довольно большие и устойчивые компании, проверенные временем, гарантирующие определенный комфорт и понятную траекторию. На другой — малый бизнес и стартапы, нестабильные, но гибкие, с большей свободой и перспективами быстрого роста.

Так какую сторону выбрать? Советую отодвинуть на второй план рассуждения о размере компании и в первую очередь обратить внимание на тех, кто там работает. Ведь первоочередная задача на первом этапе — научиться, а учатся у конкретных людей.

Так, у молодого проекта могут быть, опытные, зарекомендовавшие фаундеры, у которых можно многое перенять. А корпорации зачастую могут предложить обширные образовательные программы.

Следующее, на что стоит обратить внимание — это возможности для нетворка и построения личного бренда. Лучше с этим не тянуть — так можно быстрее получить больше возможностей для выбора.

Здесь у сотрудников корпорации немало возможностей: выступать спикером на конференциях, попадать на закрытые мероприятия, получать PR-поддержку. И почти всегда это дело добровольное. Тогда как для стартапов или небольших компаний нетворк жизненно важен — чтобы проект рос, волей-неволей всем, даже просто сотрудникам, придется выстраивать взаимоотношения с самыми разными людьми, от инвесторов до подрядчиков. Поэтому, как правило, больше имиджа получают в корпорациях, а боевых полезных контактов (а с ними и стресса) набирают те, кто предпочел второй путь.

Интересный факт: несмотря на более-менее равноценные преимущества и недостатки стартапов и корпораций, большая часть отечественных студентов стремится поработать в последних. Так, согласно свежему исследованию «Бумаги» и Dell Technologies, 86% выпускников целятся в международные компании, а в стартапах готовы попытать счастья 56%.

Этап второй. Вы — уверенный специалист.