Вот такие поезда ходили в Маньчжурии по КВЖД в первые десятилетия XX века. Старинная открытка

Вот такие поезда ходили в Маньчжурии по КВЖД в первые десятилетия XX века. Старинная открытка

Wikipedia.org

Из разных источников, в том числе личных наблюдений, многие «харбинцы» в целом имели представление о действительной ситуации в Советском Союзе, даже предполагали, что «может быть, придется отсидеть пару лет на Соловках», однако все равно решили вернуться на родину.

Фрагменты из книги Сергея Прудовского «Была такая «нация» — харбинцы. Харбинская операция НКВД в документах»

Главред «Хартленда» прочитал эти строки в книге Сергея Прудовского и подумал: как же «безоглядно» нужно было любить Россию, чтобы довериться лживым посулам советской власти, а в итоге попасть в жуткие жернова сталинско-ежовского террора.

«Шпионов» и «врагов» было расстреляно вдвое больше, чем их было…

А ведь в 1935 году после продажи КВЖД японцам все начиналось так красиво: родина встречает возвращающихся на родину железнодорожников и членов их семей, проявляет заботу о них, чуть ли не поголовно обеспечивает их жильем, достойной работой и т. д.

Но! В предисловии к своей книге Сергей Прудовский заметил: «Благими намерениями партии и правительства, как окажется впоследствии, будет «вымощена дорога в ад».

В СССР из Харбина, по оценочным данным, за период 1929–1935 гг. вернулось 22–24 тыс. чел. А вот репрессировано было «харбинцев», как ни парадоксально это выглядит, вдвое больше — 46 317 человек, из них 30 992 приговорены к расстрелу, остальные в массе своей получили «путевки» в сталинский ГУЛАГ на очень длительные сроки — от 10 до 15, а в ряде случаев и до 25 лет лишения свободы.

Предлагаем вниманию читателей введение, авторское предисловие и несколько фрагментов из разных глав новой книги, посвященной так называемой «харбинской операции НКВД» — одной из массовых операций НКВД СССР, проведенной в годы (1937–1938 гг.) Большого террора. Подзаголовки наши.