3 сентября 1658 года закончил свой земной путь Оливер Кромвель, лорд-протектор Английской республики и один из самых противоречивых деятелей британской истории. Даже спустя 200 лет это имя возбуждало горячие политические страсти: так, узнав, что в Манчестере ему воздвигнут памятник, королева Виктория отказалась посещать город, пока тот не снесет статую «этого человека». Яркую страницу в «посмертную» биографию Кромвеля вписал другой видный британец и его почитатель — Черчилль.
В октябре 1911 года восходящая звезда английской политики Уинстон Черчилль занял пост Первого лорда Адмиралтейства (т.е. министра ВМФ). За новое дело он взялся с кипучей энергией гусарского офицера, коим и был по своей военно-учетной специальности. И надо признать, оказался вполне на своем месте. Именно благодаря Черчиллю флот перешел с угля на более удобную нефть, а английские линкоры первыми получили 15-дюймовые орудия — немецкий адмирал Тирпиц с этим решением безнадежно опоздал.
Помимо крупных проблем, Черчилля занимали и мелочи. К примеру, он любил придумывать названия кораблям, благо английские верфи пекли их тогда как горячие пирожки. В 1912 году намечался спуск на воду четырех новых линкоров, и Черчилль предложил назвать один из них «Кромвель». А почему бы нет? Ведь именно при лорде-протекторе английский флот поднялся на недосягаемую доселе высоту, сумев одолеть тогдашних властелинов морей — голландцев, а уж некогда грозных испанцев и подавно гонял в хвост и гриву. Да, конечно, Кромвель был лидером Английской революции, отправив на плаху короля Карла I Стюарта. Но во-первых, рассуждал Черчилль, это было давно, а во-вторых, в Соединенном королевстве давно правила другая династия, имевшая к Стюартам весьма опосредованное отношение.
Однако окончательное решение было за королем, недаром же английские боевые корабли носят аббревиатуру HMS — His (Her) Majesty’s Ship, корабль Его (Ее) Величества. А Георг V проявил похвальную монархическую солидарность, заявив, согласно апокрифу: «Пока я король Англии, корабля с таким именем на флоте не будет». В качестве утешительного приза для Черчилля один из новых линкоров получил имя «Мальборо» в честь знаменитого английского полководца, чьим прямым потомком был сэр Уинстон.