Unsplash.com

В российских школах с нового учебного года на уроках запрещено использовать телефоны. Поспособствует ли эта инициатива Минпросвещения росту умственных способностей школьников? И не пора ли всем нам последовать совету почаще расставаться со своим смартфоном?

Наш мозг и смартфоны образуют сложную сеть взаимодействий: смартфонизация жизни началась с середины 2000-х годов, но сегодня телефоны стали неотъемлемой частью повседневности. За день мы касаемся смартфона в среднем более 2600 раз. Берем его в руки раз в десять минут. Каждый третий (а в возрасте от 18 до 24 лет каждый второй) проверяет смартфон и ночью как минимум один раз.

Ряд исследований всерьез заставляет задуматься, не возрастает ли при этом риск повреждения мозга, возникновения проблем с памятью, снижения концентрации внимания и когнитивных способностей.

«Умные» похитители памяти

До появления смартфонов с их заметками, справочниками и навигаторами мы хранили в памяти телефонные номера и карты, позволяющие ориентироваться на местности. Сейчас подобные данные из головы большинства исчезли, казалось бы, за ненадобностью. А что происходит в принципе со способностью к запоминанию, когда мы передаем все больше функций собственной памяти внешним устройствам? Справедлива ли мысль, что перекладывая память в карман, мы сокращаем ее емкость в своем мозге? Мнения нейробиологов на этот счет неоднозначны.