Давно размышляю на тему неэффективных коммуникаций, как внутри компании, так и между разными компаниями – как это мешает развитию рынка и созданию новых продуктов.

Недавно с Феликсом Мучником, директором «Софткея», обсуждали ситуацию, что коммуникации между компаниями на уровне руководителей отделов или исполнителей могут длиться месяцами, не приводя к результатам. А встреча на уровне директоров дает результат уже через 30 минут. Зачастую достаточно обычного телефонного звонка. Вопрос только ли в полномочиях людей или еще в чем-то? Мне кажется, что первопричина в том, что в силу быстрого роста нашей отрасли руководителями отделов многих IT компаний оказываются люди, которые специалисты в своих отраслях, но не умеют выполнять функции руководителей, а зачастую банально не умеют договариваться, слышать другую сторону. Обсуждал подобную проблему с директором строительной компании, Виктором Неварой. Человек опытный и зрелый, он говорит, что в Союзе люди годами работали на одной должности и набирались опыта, учились и росли соразмерно своему опыту и знаниям. А сейчас рынок возгоняет «должности», при этом знания и головы остаются на прежнем уровне. Сегодня утром завтракал и смотрел Discovery. Рассказывали про историю автомобилей и японскую философию производства ценности для клиента. Мне давно симпатична японская стратегия по производству максимальной добавленной стоимости, а не просто оборота или максимизации прибыли. Но тут услышал новое для себя слово Муда (muda). Еще раз повторю смысл слова. Муда (muda) – означает потери, неоправданные расходы – любую деятельность, которая потребляет ресурсы, но не создает ценности для клиента. Цитата «Многие потери на предприятии, препятствующие эффективности, заложены в организации взаимодействия между подразделениями, – рассказывает Андрей Гавриченков. – Выполняя свои функции, сотрудники часто совершенно не думают о том, как они будут дальше взаимодействовать с соседями – внутренними поставщиками и клиентами. К потерям можно отнести все, что не приносит ценности для клиента. Это излишние перемещения людей, лишняя стадия между обработками, ожидание в процессе обработки заказа, транспортировка. Все, на что мы тратим ресурсы, но не нужно клиенту, относится к потерям. Причем это касается не только производственных процессов, но и работы с документами. Например, процесс визирования документа занимает три часа, но при этом 90% этого времени с документом не совершается никаких операций – он просто лежит на столе. Нельзя забывать о том, что для клиента время выполнения заказа – показатель ценности услуг. Ведь потраченное впустую время часто влечет за собой дополнительные расходы (например, за аренду помещения) или простои в работе». Источник: www.kioda.ru Как пример Muda, приведу случай из своей жизни. Я работал тогда в банке и руководил отделом интернет-технологий, телекоммуникаций и платежных систем. И по долгу службы курировал договора аренды канализации, по которым проходят провода из здания банка. И вот однажды «Электросвязь» увеличила цену аренды в 3 раза! «Ужас», – сказал вице-президент банка, недопустимо, «сделайте» их. Юристы работали недели две, составляли жалобы, переписывались с «Электросвязью», время тянулось… а договор новый не подписан, и банально нам собрались отрубить провода. Никто не вспомнил, что «Электросвязь», являясь монополией, утверждает свои тарифы в антимонопольном комитете и цену не изменят. Да и сотрудники не понимали вообще, видимо, смысл писем нашего юридического отдела. Но не это было самое смешное. Цена аренды действительно выросла в 3 раза, со 100 рублей до 300 (условно, цену не помню точно, но порядок именно такой). Я не сильно еще вникал тогда в вопросы эффективности, мне просто нужно было работать и не отключить банк от связи. Я принес договор вице-президенту и показал ему сумму, сказал, что за последний месяц мы потратили столько, что могли бы свою канаву прокопать через проспект, и что лучше все подписать и забыть про рост тарифов в 3 раза. Договор подписали за 2 минуты, именно показав его сумму. И этот опыт я понял как урок, видимо, совсем недавно, когда сам столкнулся с такой же неэффективность работы нанятых нами юристов и консультантов. Учиться. Учиться и еще раз учиться. Всем: и директорам, и руководителям отделов, и сотрудникам. И периодически стоит смотреть на себя, на свою работу и компанию немного со стороны и отмечать участки, в которых мы успешно производим МУДА, которое не нужно нашим клиентам, да и нам самим.