Пророссийский митинг в Донецке, 2014 год

Пророссийский митинг в Донецке, 2014 год

Romain Carre/ZUMAPRESS.com/Global Look Press

Мало ли в нашей жизни пропаганды? Даже если бы мы очень захотели не видеть ее больше никогда, у нас вряд ли бы получилось. Тем более, сейчас пропагандой называют практически все. Другое дело, что поверить в государственную агитацию по поводу или без, человеку, который в нее изначально не верит, невозможно. Да, певец Shaman выкладывает клипы о своем отношении к богу или о том, что его кровь от отца, но посыл, который мог бы убедить зрителя, отсутствует. Более того, это черта большей части пропагандистского контента: отсутствие явной цели послания.

Если вы обратите внимание на милитаристские видео, например, на рекламу ЧВК «Вагнер» на RT, то увидите одну забавную особенность. Совершенно не очевидно, куда идут бравые солдаты на экране, куда летят самолеты и ракеты. Как будто бы единственный смысл таких роликов показать, что техника и армия вообще существуют, а направлены они могут быть куда угодно и зачем угодно.

Вот, например, строчки из песни «Под вальс валькирий», а по сути из рекламного ролика ЧВК Вагнер:

«Скучный месяц на гражданке:

тёлки, бабки, суета.

Я хочу лишь взрывать танки,

я хочу бомбить врага»

Впрочем, в этом мало удивительного. Официальные причины войны постоянно меняются, и уже вряд ли кто-то сможет перечислить сходу все. Поэтому единственное, что остается — показывать красивую картинку машин для убийств. Будь то солдаты или ракеты. Главное, чтобы сверкали на солнце и двигались в кадре.

Уже осенью начал появляться и другой нарратив: месть за случившиеся потери. За скобками остается вопрос, можно ли было их избежать. Тогда тема памяти становится особенно важной. Если потери не оправдываются целями, то их нужно вписать в героический контекст прошлого. Как будто бы есть некий зал великих воинов, куда попадают за любое проявление мужества. Песне «Встанем» того же Shaman'a обыгрывается именно это: «Встанем и вспомним всех тех, кого в этом огне потеряли// Кто шёл умирать за свободу, а не за медали». За какую свободу, непонятно (жителей Украины? Донбасса? Херсона?), но зато создается понятная рифма с подвигом солдат Великой Отечественной войны.

Но это, наверное, наименее интересная часть провоенного нарратива. Да, она самая известная, но и самая бессмысленная. Среди тех, кто не поддерживает войну, такая пропаганда не вызовет никакого интереса.

Поэтому так важно, что сейчас стали чаще распространяться локальные провоенные нарративы. Например, основанные на личных историях жителей Донецкой и Луганской областей, где война уже идет 9 лет.