Сегодня — не в обиду другим городам — мы решили посвятить выпуск нашей афиши Москве и Санкт-Петербургу. Просто так. Пусть это будет не афиша даже, а реплика в вечном споре о том, какой из двух городов для русской культуры важнее. Примирительная реплика, поскольку важнее оба. Оба города любим, хоть и по-разному. Того же и вам желаем.

А начнем для разнообразия не с Москвы.

И да, конечно, в следующем выпуске столичный снобизм отбросим и проектам из разных других городов уделим особое место.

Наш партнер, как обычно — проект «Полит.Ру».

Санкт-Петербург

Закончилась невероятная выставка Бориса Григорьева в Музее Фаберже, и если вы на нее не успели, то мы вам сочувствуем. Нервный, изломанный, словно бы раненый мастер. И при этом — много в нем света. Мы, кстати, рассказывали про эту выставку, предупреждали, зазывали. Закончилась выставка «Школа Филонова» в Мраморном дворце. Переоцененная, но любопытная. А вот на старообрядцев Поморья в Эрмитаже еще успеваете, и оно того стоит. Но и про эту выставку мы уже писали в одном из предыдущих выпусков афиши. А еще есть много всего такого, о чем мы прежде поговорить не успели.

Настенная картинка «Царь Птолемей Филадельф познаёт тщету человеческой жизни», первая половина XIX века. Выставка «Художественное наследие староверов Поморья в собрании Государственного Эрмитажа». Санкт-Петербург.

И первым в списке — проект «Город-герой Ленинград» в Манеже. Выставка приурочена к 80-летию полного освобождения Ленинграда от блокады и вполне могла бы оказаться ура-патриотическим жестом в нынешнем духе, но нет. Честно, нет. Авторы, описывая то, что сделали, говорят о «тотальной инсталляции», но это как раз — про бедность нашего языка, а не про выставку. Они создали какой-то особенный памятник погибшим и выжившим, вернули зрителя в атмосферу осажденного города, заставили вдохнуть его воздух. И это жестоко, но это важно. Вместо гида в наушниках — рассказы людей, которые видели это своими глазами. Вокруг — город, который враг убивал и не смог убить. Без лакировки, с предельной честностью, не только о подвиге, но и об ужасе блокадного бытия. На стенах, например, объявления. Подлинные объявления тех лет. «Меняю кошку на десять плиток столярного клея». Семь слов. И живой человек, который сам не может убить и съесть своего зверя. Но и выжить по-другому не может. Как мы — не можем до конца прочувствовать то, что пережил Ленинград, потому что это совершенно непредставимо. Но теперь можем хотя бы приблизиться. В общем — идите и смотрите.

Исаакиевская площадь, д.1, до 12 мая.

В Государственном музее истории религии — «Религиозная жизнь блокадного Ленинграда», неожиданный взгляд на те кошмарные военные годы. Люди в гибнущем городе искали Бога. И про это тоже можно и нужно рассказать.

Почтамтская, д. 14, до 14 апреля.