berlinale.de
В этом году сразу три документальных фильма включили в конкурсную программу Берлинале. Документальное кино уже давно приглашают в основные программы главных фестивалей наравне с игровыми, отмечая тем самым важность этого жанра как ценного источника знаний об окружающем мире и как способ осмысления окружающего мира. Граница между игровым кино и документальным порой стерта, документальное кино чем дальше — тем больше оттачивает образность, выступая полноправным партнером своего игрового собрата на пространстве художественных исканий.
Документальный «Архитектон» Виктора Косаковского стал одним из наиболее ожидаемых конкурсных фильмов. У российских гостей и участников Берлинале к этой картине было повышенное внимание, и не только потому, что Косаковский — в первой десятке документалистов в мире. Все-таки российский режиссер, хоть уже и человек мира, давно живет в Испании. Возможно, это отчасти причина того, что жюри никак не отметило его «Архитектон», но, конечно, утверждать ничего нельзя. Особенно с нынешним берлинским жюри — странным, эклектичным, не очень логичным.
Косаковский вошел в документалистику с фильмом «Лосев» — он снимал великого старца в последние дни его жизни и оказался таким образом буквально на сломе эпох. С Алексеем Лосевым, можно считать, закончился век русской философии. Фильм имел тогда большой успех среди профессионалов — широкой публике, ясное дело, не было особенного дела до Лосева и конца русской философии. Но уже тогда стало ясно, что молодой документалист умеет ставить изображение на службу идее (для Косаковского понятие идеи в фильме вообще очень важно). В «Лосеве» есть момент, когда мы видим кладбище, где упокоился герой, в предзакатных лучах солнца — и на секунду кажется, что это просыпающийся на рассвете город. Так молодой документалист начал свой визионерский путь в кино.
Следующие двадцать лет Косаковский снимал в основном про российские проблемы — «Тише!», «Беловы», «Павел и Ляля», «Россия из моего окна». В 2011 году выходит фильм, ставший международным явлением, хоть и не получивший значимых международных наград, — «Да здравствуют антиподы!» Режиссер в процессе съемок объехал без преувеличения весь мир, чтобы зафиксировать, насколько люди на планете одновременно одинаковы и различны. Формальный признак, по которому Косаковский снимал своих героев, выбирая их из строго противоположных точек Земли, оказался предсказуемо удачным для освоения первоначальной идеи фильма.
Две следующих его картины стали мегауспешными.