Российские СМИ в августе-сентябре не перестают «радовать». В августе мой приятель, военный журналист и писатель Аркадий Бабченко, подал в суд на «Первый канал» за неправильный и полностью искажающий смысл перевод высказываний американского военного фотографа Дэвида Акса (David Axe) о фотографии Аркадия, сделанной на войне в Ю.Осетии. Затем «Газета.ру» поразила военных историков очередным переводным сообщением о том, что в СССР пограничным войскам выдавали карты по захвату английских городов, хотя статья в английской прессе писала о передовых частях в случае эскалации Холодной войны. С позавчерашнего же дня российский интернет пестрит убойными заголовками «Москва станет столицей мира» или «Москва – столица будущего» со ссылкой на статью в Forbes. И если «Коммерсант» ещё выдержал заголовок в более или менее сдержанных тонах: «Forbes назвал Москву претендентом на звание столицы мира», хотя лучше было бы обозначить, что Москва лишь один из претендентов на звание одной из столиц будущего, то в остальных перепечатках в СМИ фантазия уже бурлила вовсю. Понятное дело, ко дню города такие сообщения не могли не остаться незамеченными, и Рунет наполнился комментариями: от восхищенных «Класс! Какие мы крутые!» до «Боже, какие же идиоты работают на Forbes!». Довелось даже увидеть гневные и забавные выпады, что «Forbes продался Кремлю». На Forbes, впрочем, наши соотечественники и эмигранты грешат зря. Никто столицей мира Москву, на самом деле, не объявлял. Мало того, Forbes пишет, что нет оснований считать, что в ближайшее время нынешние лидирующие города мира (Токио, Нью-Йорк, Лондон, Париж, Сеул, Сингапур и Гонконг) потеряют свое значение. Если мы вчитаемся в оригинал статьи, то увидим, что Москве уделено совсем не так уж много внимания, по сравнению с теми же китайскими и американскими городами, Москва в самом тексте статьи упоминается лишь после Перта, Дубаи и Калгари. Одним из самых наглядных и часто упоминаемых признаков развития города автор статьи, редактор Newgeography Джоэль Коткин, считает рост числа небоскребов в российской столице, что делает ее, по его мнению, современным деловым городом. Об использовании такого подхода мы подробно писали ранее в заметке «Небоскребы начинают строить во время бума, а заканчивают во время кризисов». Другими факторами бума Москвы автор считает рост цен на номера в гостиницах, наличие населения свыше 10 млн человек и развитие энергетического сектора России. В своих комментариях москвичи и россияне, для которых перенаселение города, запредельные цены на жильё и концентрация доходов от энергетики среди узкого круга лиц в одном мегаполисе не выглядят радужными явлениями, довольно жестко и иронично прошлись по аргументации автора статьи. *** Но давайте отрешимся от размышлений и теоретизирования в статье и от эмоций в комментариях и обратим наше внимание на количественные показатели и на различные индексы и рейтинги городов. Существует большое количество самых разнообразных рейтингов, но мы остановимся на самых известных и популярных. Посмотрим, как поживает Москва в цифрах и фактах сухих отчетов. 1) Реестр GaWC 2008 В 1999 году Группа изучения глобализации и мировых городов под руководством Питера Тейлора (Globalization and World Cities Study Group and Network, GaWC) предприняла попытку более точно определить, что же такое «глобальные города», и разбить их по категориям. Согласно этому списку глобальные, или мировые, города подразделяются на три уровня: альфа, бета, гамма – в зависимости от их вовлеченности в глобальную экономику. Первая группа – это «настоящие глобальные города» (full service world cities), вторая – «крупные глобальные города» (major world cities) и, наконец, третья – это «малые глобальные города» (minor world cities). В 2008 году реестр выглядел так: Alpha World Cities ++: New York City, London Alpha World Cities +: Hong Kong, Paris, Singapore, Sydney, Tokyo, Shanghai, Beijing Alpha World Cities: Milan, Madrid, Seoul, Moscow, Brussels, Toronto, Mumbai, Buenos Aires, Kuala Lumpur Москва занимала в данном реестре 13-ю позицию. 2) Global Cities Index 2008
Журнал Foreign Policy опубликовал новый Индекс глобальных городов (The 2008 Global Cities Index), подготовленный международной консалтинговой компанией A.T. Kearney и исследовательским центром «Чикагский Совет по международным отношениям» (The Chicago Council on Global Affairs). В первую двадцатку рейтинга вошла Москва.

В рейтинге наиболее глобализированных городов мира присутствует только один российский город, который можно отнести к мировым (глобальным) городам – Москва. Она заняла 19 место из 60 возможных в общем рейтинге. В первую десятку Москва вошла лишь по одному критерию – культурному уровню (на 6 месте, уступив Торонто и Лос-Анджелесу, но опередив Токио, Берлин, Мехико и Сеул). Все остальные показатели Москвы находятся на среднем уровне: уровень деловой активности – 23 место, человеческий капитал – 15, информационный обмен – 33, политический вес – 39.

Global Cities Index отражает «уровень глобальности городов» – то есть влияние крупных городов на цивилизацию, которое рассчитывается по пяти главным направлениям: уровень деловой активности, человеческий капитал, информационный обмен, культурный уровень и политический вес. Составители рейтинга определяли: как города развивают и распространяют финансовое, политическое и культурное влияние, ценности и идеи. Все города, охваченные исследованием, оценивались по 24-м культурным, социальным и политическим критериям. В их числе: количество штаб-квартир компаний, входящих в число 500 крупнейших компаний мира (Fortune Global 500); размеры фондового рынка; количество университетов, входящих в число лучших ВУЗов мира; доля населения с высшим образованием; количество корреспондентских пунктов СМИ глобального значения, базирующихся в данном городе; объем международных новостей в ведущих местных СМИ; количество принимаемых иностранных туристов; количество музеев мирового уровня; количество международных спортивных соревнований; количество международных конференций, проведенных в городе; количество политологических исследовательских центров мирового значения (по степени цитируемости публикаций); количество представительств международных организаций; количество представительств иностранных государств, посольств и так далее. Авторы рейтинга считают, что, несмотря на множество различий, мегаполисы, определяемые ими как глобальные и представленные в индексе наиболее глобализированных городов мира, имеют и много общего. Они, прежде всего, выступают в качестве узлов глобальной интеграции, а также являются движущей силой роста для своих стран и регионов, представляют возможности для экономического развития, рекламируют себя миру и становятся глобальными центрами культуры, политики или бизнеса. 3) Индексы Mercer Human Research 2009 – Страшно неудобно и страшно дорого Quality of Living – Качество и удобство жизни Результаты ежегодного исследования, проведенного консалтинговой компанией Mercer Human Research на основании данных о качестве и удобстве жизни, собранных в 420 городах мира по 39 факторам.

Рейтинг городов мира по качеству жизни
№ 2009 № 2008 Город Страна Индекс, 2009г. Индекс, 2008г.
1 2 Вена Австрия 108.6 107.9
2 1 Цюрих Швейцария 108.0 108.0
3 2 Женева Швейцария 107.9 107.9
4-5 4 Ванкувер Канада 107.4 107.6
4-5 5 Окленд Новая Зеландия 107.4 107.3
6 6 Дюссельдорф Германия 107.2 107.2
7 7 Мюнхен Германия 107.0 107.0
8 7 Франкфурт-на-Майне
Германия 106.8 107.0
9 9 Берн Швейцария 106.5 106.5
10 10 Сидней Австралия 106.3 106.3

Столица России, Москва, расположившаяся в рейтинге на 168-м месте про качеству и удобству жизни, по мнению составителей рейтинга, менее привлекательна для жизни, чем Киев (162-я позиция) и Санкт-Петербург (164-е место). С Москвой по уровню качества жизни соседствуют столица Лаоса Вьентьян и западноафриканский Котону, крупнейший город Бенина. Cost of Living – Стоимость проживания Согласно рейтингу Worldwide Cost of Living Survey 2009, Москва покинула первое место в списке самых дорогих городов мира для проживания иностранцев, которое она занимала три года подряд. Индекс стоимости жизни для сотрудников транснациональных компаний ежегодно составляется международной консалтинговой компанией Mercer Human Resource Consulting. При составлении ежегодного рейтинга, в котором рассматривается ситуация в 143 городах мира на шести континентах, исследователи принимают во внимание цены более чем на 200 видов продукции и услуг, включая жилищную ренту, транспорт, еду, одежду, товары для дома и развлечения в том ценовом сегменте, на который может рассчитывать среднестатистический менеджер, работающий за границей. За эталон принята стоимость набора товаров и услуг в самом дорогом городе США – Нью-Йорке, где показатель индекса стоимости жизни составляет 100 пунктов. Транснациональные компании и государственные ведомства пользуются данными исследованиями, чтобы компенсировать затраты своим сотрудникам, работающим в различных регионах мира. Как правило, расходы иностранных представителей страдают от инфляции, наличия и доступности тех или иных товаров и услуг, а также от валютных курсов, что в совокупности может оказать существенное влияние на весь пакет получаемого ими вознаграждения. В 2009 году Москва покинула первое место в рейтинге самых дорогих городов мира для проживания иностранцев и переместилась на третье место, уступив эту позицию крупнейшим и традиционно дорогим японским городам – Токио и Осаке. Индекс стоимости жизни в Москве, по версии Mercer, равен 115,4 пункта (в прошлом году – 142,4).

Первые 10 самых дорогих городов мира для проживания иностранцев
Рейтинг 2009 Рейтинг 2008 Город Страна Индекс стоимости
жизни в 2009 году
Индекс стоимости
жизни в 2008 году
1 2 Токио Япония 143.7 127
2 11 Осака Япония 119.2 110
3 1 Москва Россия 115.4 142.4
4 8 Женева Швейцария 109.2 115.8
5 6 Гонконг Гонконг 108.7 117.6
6 9 Цюрих Швейцария 105.2 112.7
7 7 Копенгаген Дания 105.0 117.2
8 22 Нью-Йорк США 100.0 100.0
9 20 Пекин Китай 99.6 101.9
10 13 Сингапур Сингапур 98.0 111.3

4) Рейтинг брендов городов мира Саймона Анхольта 2009 Международная исследовательская группа GfK представила результаты «Рейтинга брендов городов мира» Саймона Анхольта (Anholt City Brands Index – CBI) на 2009 год. Рейтинг и методология исследования имиджа городов мира разработаны британским ученым, экспертом по территориальному брендингу, советником правительства Великобритании Саймоном Анхольтом (Simon Anholt), в рамках глобального исследования национальных брендов (Nation Brands Index) – единственного на сегодняшний день аналитического рейтинга, оценивающего имидж и стоимость брендов различных стран мира. Рейтинг основан на международном исследовании, ежегодно проводимом в 20 ведущих развитых или развивающихся странах методом личных интервью среди 10 000 респондентов в возрасте от 18 лет и старше. В ходе исследования оценивается восприятие жителями этих 20 стран имиджа 50 крупнейших городов мира. Города оцениваются по шести основным категориям: 1. Впечатление о городе: участникам опросов предлагали оценить впечатление, производимое городом, знание о городе и восприятие значения города. 2. Люди: участникам опросов предлагали оценить, насколько доброжелательны и приветливы жители города, и насколько легко вновь прибывшим жителем влиться в сообщество. 3. Расположение: участникам опросов предлагали оценить расположение города, его красоту и эстетические качества, климат местности. 4. Инфраструктура: участникам опросов предлагали оценить удобство городской инфраструктуры, например расположение и качество общественных учреждений. 5. Ритм жизни: участникам опросов предлагали оценить благоприятные условия для отдыха и туризма, наличие в городе интересных мест для проведения свободного времени и досуга, а также привлекательность города в отношении новых мест и идей для развлечений. 6. Потенциал: участникам опросов предлагали оценить экономические и образовательные возможности города, такие как, например, возможности для поиска работы, ведения бизнеса или получения высшего образования. По словам Саймона Анхольта, индекс оценивает восприятие респондентами каждого города в отношении таких категорий, как хорошее место для проживания, работы или отпуска. «В частности, сейчас в условиях неопределенной экономической ситуации очень важно понимать, какие именно факторы способствуют и тормозят развитие бизнеса в исследуемых городах», – поясняет автор исследования. Первое место в рейтинге брендов городов мира Саймона Анхольта 2009 года занял Париж, за ним следуют Сидней, Лондон, Рим и Нью-Йорк. Десятка лидеров рейтинга представлена в таблице ниже: 1. Париж 2. Сидней 3. Лондон 4. Рим 5. Нью-Йорк 6. Барселона 7. Сан-Франциско 8. Лос-Анжелес 9. Вена 10. Мадрид Москва в 2009 году заняла 48 место из 50. 5) Top-100 of the best cities to live comfortably – 2009 Эксперты Economist Intelligence Unit (EIU) – аналитического подразделения журнала Economist – назвали самые комфортные для проживания города мира, учитывая: * уровень жизни населения, * социальную стабильность, * безопасность, * климатические условия, * экологию, * инфраструктуру, * здравоохранение, * образование, * доступность товаров и услуг Москва находится лишь на 69-м месте из 140 возможных. 6) Worldwide Centers of Commerce MasterCard Worldwide выпускает исследование Worldwide Centers of Commerce: Emerging Markets Index (Индекс EMI). Исследование содержит анализ 65 ведущих городов, обеспечивающих рост тридцати развивающихся рынков. Деловые столицы рассматриваются в исследовании как основные факторы развития экономики стран, благодаря чему индекс становится своего рода барометром мировых экономических тенденций в мире, а также выявляет возможности для потенциального роста в будущем. «Принимая во внимание существующую экономическую ситуацию, MasterCard стремится предоставить своим клиентам необходимые сведения, которые помогут им найти новые возможности на рынке в будущем. Индекс EMI может сыграть ключевую роль для достижения этого, – говорит Уолт Макни (Walt Macnee), Президент MasterCard Worldwide по глобальным рынкам. – Оценивая 65 городов, расположенных в развивающихся рынках, и учитывая их растущую значимость для международной коммерции, исследование предлагает компаниям рекомендации по тому, где можно ожидать высокого экономического роста». В исследовании 65 городов оцениваются по восьми параметрам, среди которых: деловой климат, политическая обстановка, экономический рост, уровень жизни, наличие квалифицированных специалистов, а также анализ привлекательных международных и региональных экономических тенденций, благодаря которым перечисленные города получат преимущества для дальнейшего развития. Москва в 2008 году занимала 51 место из 65 возможных. 7) Global Financial Centres Index (GFCI) Индекс GFCI составляется дважды в год по результатам опроса ведущих представителей мирового бизнеса и сравнения конкурентоспособности по ряду показателей: от условий налогообложения до законодательных особенностей того или иного финансового центра. Итоговый рейтинг рассчитывается по совокупности набранных баллов. Согласно опубликованному в марте 2009 года лондонским Сити индексу глобальных финансовых центров Москва оказалась в списке третьей от конца, заняв 60-е место из 62-х возможных и пропустив вперед лишь Афины и Будапешт. 8) Cushman & Wakefield – European Cities Monitor 2008 По результатам исследования консалтинговое агентство Cushman & Wakefield, Москва была признана самым неудобным для бизнеса городом в Европе. В рейтинге лучших для ведения бизнеса городов Москва заняла лишь 32 место из 34. Хуже Москвы оказались только Афины и Осло. Зато из всех городов Восточной Европы, не входящих в ЕС, Москва оказалась самой перспективной с точки зрения ведения бизнеса. Cushman & Wakefield ежегодно опрашивают европейских бизнесменов из 507 крупнейших компаний Европы, пытаясь выяснить, какой с их точки зрения город Европы ближе всего приблизился к идеалу бизнес-столицы. Во внимание принимаются такие важные параметры, как легкость выхода на рынок, наличие квалифицированного персонала, транспортная доступность города, телекоммуникации, стоимость рабочей силы, инвестиционный климат, обеспечиваемый местными властями, баланс «цена-качество» по офисным площадям, доступность офисной недвижимости, лингвистическая подготовленность жителей, внутренняя транспортная инфраструктура, качество жизни, экология. *** Как мы видим из вышеприведенных исследований и рейтингов, в отличие от оптимистической статьи в Forbes, в Москве всё хорошо обстоит с культурой, не так всё плохо с образованием и с человеческим капиталом, и Москва, безусловно, сильный политический центр. В то же время это один из самых дорогих, неудобных, неконкурентоспособных, непривлекательных для бизнеса и непопулярных в мире городов. Тем не менее, отчаиваться не стоит. Мир всё же, как и Джоэль Коткин, видит перспективу для Москвы. Летом этого года российский Фонд «Институт посткризисного мира» провел интересное масштабное международное исследование «Финансовая архитектура посткризисного мира: эффективность решений». Исследование включало в себя опрос 223 экспертов из 51 страны мира – по-моему, это чуть ли не единственное российское исследование такого уровня за последние годы. Один из вопросов, адресованных ведущим мировым экспертам, касался наличия возможности у России, и в частности у Москвы, стать глобальным финансовым центром. Данные получились следующими:

Чуть более четверти участников исследования выражает уверенность в том, что Россия может претендовать на возникновение такого центра (Москва) на своей территории. Интересно отметить, что в этой группе несколько больше представителей развивающихся стран (Диаграмма 21Б). Половина же экспертов из развитых стран считают, что у Москвы хорошие перспективы, при определенных условиях. В нас верят. Так что хочется пожелать москвичам поменьше эмоциональности от прочтения заметок, тем более переводных, в СМИ, побольше веры в себя, и трезвого рабочего анализа проблем города.