Никита Хрущёв и Леонид Брежнев, 22 февраля 1962 года

Никита Хрущёв и Леонид Брежнев, 22 февраля 1962 года

Фото: ТАСС

Отставку Никиты Хрущёва осенью 1964 года можно смело называть одним из самых недооценённых и притом парадоксальных событий ХХ века. Лидера крупнейшей автократии мира отстранили от власти путём бюрократической процедуры — словно при какой-нибудь мелкотравчатой парламентской демократии. Больше того, смена главы государства не повлекла, казалось бы, неизбежных в таких случаях последствий: репрессий, радикальных реформ или са́мого слабенького политического кризиса. Наконец, низвергнутый политик переехал не в тюрьму или к расстрельному застенку, а на загородную дачу — с комфортом доживать свой век, пописывая мемуары.

Современным россиянам падение Хрущёва может показаться глубоко детерминированным. Ведь у Никиты Сергеевича последние годы у власти буквально всё валилось из рук: сначала Новочеркасский расстрел, потом — Карибский кризис, затем — полный провал кукурузной кампании и других начинаний в народном хозяйстве. Как после такого он мог оставаться хозяином Кремля?

Однако, если подумать, то спад в экономике, внешнеполитические фиаско и насилие над протестующими редко приводят к падению автократов. Точнее — редко приводят сами по себе. Антихрущёвскому заговору в 1964 году прежде всего поспособствовали совсем иные, не самые очевидные обстоятельства.

Как Олимп с олимпа упал

Ретроспективно падение Никиты Хрущёва имеет много общего с низложением другого главы государства из российского прошлого — императора Павла I. Безусловно, финалы двух этих историй противоположны, но к ним привели похожие цепочки обстоятельств.

В обоих случаях правящие элиты терпели не самых удобных для себя правителей. С одной стороны, отходчивых в гневе, далеко не кровожадных и временами вполне человечных, с другой — экзальтированных, непредсказуемых и нисколько не церемонившихся с ближайшими соратниками. Поэтому жившие в разные эпохи Павел I и Хрущёв одинаково не вызывали в своём окружении ни животного страха, ни искреннего уважения. А верность что несчастливому императору, что незадачливому первому секретарю КПСС не сулила никаких особых выгод.

Колхоз «Путь Ленина», Куйбышевская (ныне — Самарская) область. Первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв вместе с приближёнными общается с местными жителями, 11 августа 1958 года

© Александр Устинов / из архива Н. А. Устиновой