
Москва, Кремль, 30 января 2025 года, рабочая встреча Владимира Путина с министром транспорта Романом Старовойтом
kremlin.ru
Язык Владимира Путина, наверное, когда-нибудь будут изучать филологи. Любит он периодически ввернуть в разговор какое-то словцо: то ли хочет казаться ближе к народу, то ли просто не любит говорить официальными терминами. Вот и недавно, встречаясь с министром транспорта России Романом Старовойтом, заявил, что погрузка на железной дороге «припала». Имелось в виду — снизилась на несколько процентов. Но не будем удивляться столь странному словоупотреблению, а попробуем разобраться, что же происходит с железнодорожными перевозками.
Действительно, показатели эффективности железнодорожного транспорта последнее время не слишком радуют чиновников. Это видно по динамике двух самых главных из них — погрузки и грузооборота. Погрузка — это сколько всего грузов перевезено по железной дороге за какой-то период. А грузооборот — это объем перевозок в тонно-километрах, то есть мы умножаем массу перевезенных грузов на расстояние перевозки. Вот как эти два показателя для российских железных дорог изменялись за последние десять лет. Начнем с погрузки.
Железная дорога уже проигрывает конкуренцию автомобилю в России на расстоянии меньше 700 км. Основная причина лежит не в цене, а в том, что автомобиль, в отличие от железных дорог, гарантирует сроки доставки
Даже в таких больших странах, как США и Китай, грузовые перевозки давно ушли на более эффективные автомобили. Мировой пик развития железных дорог прошел 100 лет назад. С тех пор их доля в перевозках постепенно во всем мире падает
по Китаю - пожалуйста
https://www.stats.gov.cn/sj/ndsj/2023/indexeh.htm
А вот и по США
https://www.bts.gov/content/us-ton-miles-freight