
Unsplash.com
В своем знаменитом эссе 1967 года Ролан Барт писал о «смерти автора», где утверждал, что ни вложенный смысл, ни чаяния что-то донести до читателя для интерпретации и критики текста не нужны. По Барту «текст — это ткань из цитат», взятых из «бесчисленных центров культуры», а не из индивидуального опыта. И смысл текста диктует не «страсть» или «вкус» писателя, а культурный бэкграунд и впечатления читателя. Он-то и переписывает произведение заново всякий раз, когда берется за книгу. В то же время в литературных кругах возник метод «симптоматического чтения». Применяя его, специалисты по теории литературы искали «симптомы» — те лакуны и умолчания, которые и являются смыслообразующими для текста — а прямой смысл сказанного оставляли за скобками.
Карл Густав Юнг писал, что «без особых доказательств очевидно, что психология — будучи наукой о душевных процессах — может быть поставлена в связь с литературоведением». Так что, если можно искать «симптомы» в тексте, то почему бы не попробовать лечить симптомы, исходя из написанного? Этим сегодня занимается стихотерапия, она же терапия поэзией.