В Москве идут только два регулярных мюзикла: больше столичный зритель «переварить» не в состоянии. В октябре прошлого года на столичных площадках стартовали два новых мюзикла – «Красавица и Чудовище» в Московском Дворце молодежи и «Монте-Кристо» в театре «Московская оперетта». Только что они отметили год со дня премьеры. Обе постановки пользуются зрительским интересом и вполне успешны, но еще через год (в лучшем случае через два) их заменят другими спектаклями. Таковы законы этого специфического бизнеса; в смысле, именно так они работают на российской почве. На Бродвее немножко по-другому: мало того, что там одновременно идет несколько десятков постановок, так классические мюзиклы могут не сходить с одной и той же сцены лет по 20. Впрочем, если на мюзикл перестает ходить зритель – его снимают с показа. В России глубоких мюзикловых традиций нет, если, конечно, считать мюзикл и оперетту разными жанрами. Музыкальных отличий между ними не так уж много, они, скорее, технологические. Если оперетта – одна из типично театральных форм, то мюзикл – это шоу, синтетический жанр, развлекающий зрителя не только мастерством композитора и актеров, но и машинерией, декорациями, спецэффектами и т.д. В советские годы в регулярный театральный репертуар входили и «Иисус Христос – суперзвезда» (Театр им. Моссовета), и «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», и «Юнона и Авось» («Ленком»), но они определялись чаще всего более модным словом «рок-опера», а могли с тем же успехом просто именоваться «музыкальными спектаклями». Ни о каком ежедневном показе и тем более заточенной под одну постановку бизнес-модели речь не шла. Классический бродвейский мюзикл пытался реабилитировать режиссер Григорий Гурвич, создатель театра-кабаре «Летучая мышь». В собственном крошечном театрике и на арендуемых площадках силами очень талантливой труппы он создавал спектакли-попурри «100 лет кабаре», «Это шоу-бизнес», «Великая иллюзия» и др., знакомя не вполне искушенную публику с классикой мюзикла и попутно задавая высокие стандарты жанра. Актеры «Летучей мыши» пели лучше эстрадных звезд и танцевали лучше эстрадных шоу-балетов; они пропагандировали легкий жанр, ставший высоким искусством. Они явно заслуживали большего, чем малоприспособленный зал Театра киноактера, и явно добились бы многого, но Гурвич в 1999 году умер в возрасте 42 лет, а «Летучая мышь» без своего вдохновителя существовать не смогла. Участники уникальной труппы подались в педагоги по вокалу либо на кастинги коммерческих мюзиклов; известность сохранили единицы, звездами не стал никто. Из-за смерти Григория Гурвича история мюзикла в России пошла другим путем. В 2000 году в театре Оперетты стартовал лицензионный молодежный эстрадный спектакль «Метро». Чтобы не пугать народ непонятным словом «мюзикл», в массированной рекламной кампании применялась формулировка «тотальный музыкальный проект». На диковинку пошли, и оказалось, что мюзикл – это не страшно. Может быть, не очень глубоко, зато весело, развлекательно и качественно. Продюсеры отбили бюджет в $2 млн, и в Москве началось подобие мюзиклового бума. Осенью 2001 года стартовал первый мюзикл собственного производства – «Норд-Ост». Либретто (на основе каверинских «Двух капитанов») и музыку написали барды Георгий Васильев и Алексей Иващенко, продюсерские функции вместе с Васильевым взял на себя Александр Цекало, для спектаклей был переоборудован бывший ДК Государственного подшипникового завода, неофициально переименованный в «Театральный центр на Дубровке». «Норд-Ост» также стал первым мюзиклом ежедневного показа – как на Бродвее. Создатели мюзикла, компания «Линк», провели образцовую пиар-кампанию – привлекли зрителя сообщением о бомбардировщике в натуральную величину, ежевечерне садящимся на сцену, и регулярно подпитывали прессу новыми информационными поводами. Кроме того, мюзикл открыл новую звезду – в первом составе Катю Татаринову играла Екатерина Гусева. И пусть бомбардировщик садился на сцену вопреки всем законам физики, и пусть в спектакле ощущался дефицит запоминающихся мелодий – зрелище в целом оказалось достойным. Тут уж едва ли не всякий уважающий себя продюсер задумался о запуске мюзикла. «Оперетта» весной 2002 года приплюсовала к «Метро» “Notre Dame de Paris”, где было целых две фишки – хит “Belle”, который быстро перекочевал с театральных подмостков в плейлисты радиостанций и остался там надолго, и участие рок-звезды Вячеслава Петкуна в роли Квазимодо. Зрители до одури спорили, справится ли лидер группы «Танцы минус» с басовой партией горбуна. Спорили и покупали билеты, чтобы проверить лично. Экономике мюзикла эта шумиха была только на руку. Не остался в стороне от поветрия и Филипп Киркоров, который стал продюсером и участником мюзикла «Чикаго». В октябре 2002 года спектакль был запущен в не очень-то гибком к новым веяниям зале Театра Эстрады в Доме на набережной. Киркоров привлек в труппу Лолиту Милявскую, а в главной роли засверкала новая звезда Анастасия Стоцкая (которая впоследствии не очень ловко распорядилась полученной известностью). Настоящим энтузиастом жанра неожиданно проявил себя режиссер-сценограф Борис Краснов. Известный в первую очередь созданием масштабных декораций для поп-концертов, Краснов решил, что московский зритель переварит даже мюзикл на английском языке. «Если он сходил на «Норд-Ост», потом на «Чикаго», почему бы ему не посмотреть и «42 улицу», – рассуждал продюсер, выписывая из Америки всю труппу. Премьера тоже состоялась в октябре 2002-го во Дворце молодежи. Краснов не убоялся конкуренции с другом Киркоровым, а также вусмерть рассорился с Александром Масляковым. Борис много лет оформлял КВН, который шел в МДМ, но когда сценограф арендовал эту площадку для своего мюзикла, Масляков расценил это как предательство и вынужден был спешно искать новый съемный дом (каковой и обрел в Театре Российской Армии). Добавим сюда мюзиклы «Иствикские ведьмы» (Театр киноактера), «Дракула» (БКЗ «Академический»), «Волосы» (Театр Стаса Намина) – и окажется, что осенью 2002 года это была самая активно развивающаяся отрасль в шоу-бизнесе, сулящая недурную отбивку серьезных вложений (хотя продюсеры «Дракулы» и на вложениях явно сэкономили). Зритель наблюдал за жанром с любопытством, в принципе был готов покупать недешевые билеты даже на американских танцоров с «42 улицы» и веселиться, раз веселят. Романтический период закончился 23 октября 2002 года, когда участники и зрители мюзикла «Норд-Ост» в ТЦ на Дубровке были захвачены группой чеченских террористов во главе с Мовсаром Бараевым. Двое с половиной суток шли переговоры об освобождении заложников, а утром 26 октября состоялся штурм, в результате которого были убиты все террористы. От газа и неоказания своевременной медицинской помощи погибли 130 заложников. Впоследствии представители компании «Линк» вспоминали, что перед захватом «Норд-Оста» видели в зале много лиц кавказской национальности. Создатели мюзикла радовались, что их искусство вызывает интерес у представителей разных народов… Закономерно, что после теракта зрительные залы других мюзиклов опустели. Дело не только в страхе. Легкий жанр мгновенно потерял свою актуальность: публика психологически не могла переключиться на развлечение, понимая, что точно такие же люди, пришедшие получить удовольствие от «Норд-Оста», не вернулись домой. Никакие маркетинговые ухищрения – скидки, акции, спектакли в помощь пострадавшим на Дубровке – не могли переломить ситуацию. Американская труппа «42 улицы» запросилась домой. Кроме террористического форс-мажора, неудачи тех мюзиклов объяснялись и просчетами продюсеров-«романтиков». Неадаптированные версии западных постановок в России «не катят»: Борис Краснов явно переоценил интерес нашего зрителя к аутентичному американскому степу. Не особенно зацепила россиян и тюремная история из «Чикаго». В итоге кредит, взятый Филиппом Киркоровым, пришлось выплачивать его тогдашней жене Алле Пугачевой. Она не преминула публично покритиковать незадачливого мужа-бизнесмена, и доверчивая публика до сих пор считает этот финансовый спор первой трещиной, разрушившей звездный брак. Создатели «Норд-Оста», сразу после теракта заявившие о невозможности восстановления мюзикла на прежнем месте, где был пережит кошмар, впоследствии попытались войти в ту же реку второй раз. Зал на Дубровке был реконструирован, но успеха возобновленный мюзикл не имел – слишком тяжелые, неизлечимые раны нанесла ему банда Бараева. «Облегченная» гастрольная версия «Норд-Оста» тоже не смогла стать полноценной заменой первому российскому оригинальному мюзиклу. В общем, стало понятно, что Бродвея в Москве не получится. Учитывая уровень здешнего потребительского спроса на подобные зрелища, мюзиклы можно признать рискованным бизнесом, за который бесполезно браться без опыта и достаточного уровня профессионализма. Так, не стал особенно удачным лицензионный мюзикл “We Will Rock You”, запущенный в Театре Эстрады продюсерским центром «Центум». Несмотря на песни Queen и благословение гитариста «Королевы» Брайана Мэя, публика не распробовала странноватый сюжет и далекие от Фредди Меркьюри голоса солистов. Ну и фактор зала сыграл свою роль. Даже нынешние лидеры отрасли набили себе шишек. Александр Цекало и Дмитрий Богачев создали компанию «Русский мюзикл», которая запустила в МДМ мюзикл «12 стульев». Большим успехом постановка не пользовалась – возможно, зритель постоянно сравнивал либретто с гениальным оригиналом Ильфа и Петрова, и сравнение было не в пользу мюзикла. После этого Цекало занялся телепроектами, а Богачев возглавил новую компанию Stage Entertainment Russia – российское отделение Stage Entertainment. Stage Entertainment сосредоточился на адаптации успешных лицензионных мюзиклов. Сначала были запущены “Cats” на музыку Эндрю Ллойда Уэббера (март 2005), затем “Mamma Mia!”, основанный на песнях ABBA (октябрь 2006), теперь идет «Красавица и Чудовище» (с октября 2008). Под каждую из постановок полностью переделывается сцена и пространство Московского Дворца молодежи, под чутким руководством правообладателей готовится (как правило, Алексеем Кортневым) русскоязычная адаптация либретто, стартует масштабная и креативная рекламная кампания. После одного-двух сезонов о мюзикле забывают, его сменяет следующий спектакль. От предыдущего часто не остается даже DVD, так что реклама мюзикла часто основывается на том, что его надо успеть посмотреть, пока он не закрылся. Это основное отличие от репертуарных театров, где музыкальные постановки могут входить в афишу десятилетиями. (К слову, среди новинок театральных мюзиклов стоит отметить «Продюсеров», запущенных в калягинском Et Cetera.). Несмотря на высочайший профессионализм и универсальность мюзикловых актеров, у Stage Entertainment нет постоянной труппы. Подготовка каждого нового мюзикла начинается с кастинга, который на общих основаниях проходят и звезды предыдущих постановок. Ряд артистов, конечно, переходит в новый спектакль, но далеко не автоматически. Вообще звезда мюзиклов в России – понятие довольно специфическое. Многие из них явно заслуживают успешной сольной эстрадной карьеры, но мало кто на нее решается. (Даже Антон Макарский из “Notre Dame De Paris” получил популярность в первую очередь как актер, а не как певец.) Главной звездой “Mamma Mia!” и «Красавицы и Чудовища» считается голосистая и очаровательная Наталия Быстрова, но ее практически не знают телезрители: еще бы, артистке просто некогда кататься на льду и заниматься прочими свойственными звездам на телеэкране проектами – она почти каждый вечер работает на сцене, распыляться нельзя. Кроме того, несмотря на наличие доморощенной звездочки Быстровой, на роль сменщицы Красавицы была приглашена более медийно раскрученная Екатерина Гусева: именно она смотрела с рекламных плакатов, хотя вокальные данные у нее скромнее. «Кошки» продержались на сцене сезон, “Mamma Mia!” – полтора. Уэббера у нас обожают все же меньше, чем ABBА, чьи песни скрепляли не особо убедительный, но легкий и веселый сюжет. К сожалению, от “Mamma Mia!” не осталось даже саундтрека, хотя желание переслушать русскоязычные версии композиций АВВА «Кто первый, тот и прав» и «Я скажу «спасибо» тебе за песни», думается, возникало у многих. Однако от такого способа увеличения прибыли Stage Entertainment вынуждена была отказаться по контрактным обстоятельствам. Зато саундтрек «Красавицы и Чудовища» уже существует. В лидеры продаж этот диск не выбился, но, к примеру, в фойе самого мюзикла зрители должны покупать его с удовольствием. У Stage Entertainment есть собственная билетная компания Top Ticket Line, что позволяет обходиться без услуг посредников. Цена билета для зрителя составляет от 900 до 2 500 рублей. Реклама мюзикла «Красавица и Чудовище» отличается большой изобретательностью: продюсеры проводят дни открытых дверей, запустили кастинговое телешоу «Найди Чудовище», выпускали на сцену угадайте-в-какой-роли неугомонного Филиппа Киркорова, а прошлой весной призывали успеть посмотреть мюзикл до его закрытия (как выяснилось позже, имелось в виду закрытие сезона). Все эти меры, а также красочность самой постановки позволяют сохранять заполняемость зала на уровне 80 – 100%. Закрывать мюзикл тоже нужно вовремя – то есть не дожидаясь, пока ползала начнет пустовать. Второй регулярный мюзикл идет на сцене «Московской оперетты». «Монте-Кристо» показывают блоками, в остальное время театр занят под спектакли регулярного репертуара. Сюжет Александра Дюма адаптирован композитором Романом Игнатьевым и поэтом Юлием Кимом, в постановке заняты Анастасия Макеева, Валерия Ланская, а также звезды мюзиклов «Московской оперетты» Александр Голубев, Александр Маракулин, Лика Рулла, Антон Дёров. Это более театральная история, хотя даже масштабными декорациями «Оперетта» постаралась приблизиться к высоким мюзикловым стандартам. Стоимость билетов составляет от 300 до 5 000 рублей, что пока вызывает понимание у зрителей: создатели мюзикла уже подумывают пойти на третий сезон. Некоторая мрачность сюжета о любви, предательстве и страшной мести компенсируется его известностью. «Монте-Кристо» также устраивает специальные рекламные и маркетинговые акции («Сокровища Монте-Кристо» совместно с «Радио Алла»), предлагает публике CD с оригинальным саундтреком и т.д. Таким образом, больше двух постоянных мюзиклов столичный зритель переварить пока не в состоянии, что и должны учитывать продюсеры. Некоторую конкуренцию «Красавице и Чудовищу» и «Монте-Кристо» создают лишь сезонные постановки вроде новогодних ледовых шоу и антрепризные мюзиклы с участием звезд и достаточно скромными вложениями («Кабаре» в Театре Киноактера). Российские фанаты мюзикла, чтобы увидеть самое интересное, должны либо ехать на Бродвей, либо довольствоваться антрепризными попурри, либо набраться терпения и ждать лет 30: за это время продюсеры как раз успеют адаптировать всю мировую классику мюзикла.
До Бродвея далеко
Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Проект «Republic» либо касается деятельности иностранного агента Проект «Republic»
Кроме террористического форс-мажора, неудачи мюзиклов объясняются и просчетами продюсеров-«романтиков»: неадаптированные версии западных постановок в России «не катят»
Из-за новых требований российского законодательства нам приходится удалять некоторые комментарии — для безопасности участников дискуссии и сотрудников Republic.
Загрузка комментариев
Загрузка...