С интересом наблюдаю за судьбой гениальной инициативы Грызлова-Шойгу сажать за отрицание решающей роли СССР в победе над фашистской Германией. Правительству законодательный шедевр не понравился, и тем самым можно считать, что инцидент исчерпан. На самом деле, нет. Потому что проблема вовсе не в идиотизме, сталинизме и некомпетентности власти или отдельных ее представителей. И не в том, что Грызлову нечем заняться, но надо же что-то говорить. И даже не в том, что идеология «Единой России» – это идеология пенсионеров, с которыми легче общаться, обращаясь к прошлому, а не к настоящему. Проблема, кажется, в другом. В этом году исполняется 65 лет Великой победе. И чем дальше в историю уходит от нас эта дата, тем меньше ее прямой пропагандистский эффект. Идеологическая конструкция, более полувека скреплявшая советский и отчасти постсоветский народ, осталась в прошлом. Огромный и созидающий национальный миф, наполненный фильмами, песнями, картинами, рассказами и орденами ветеранов, традициями и обелисками, – одним словом, всем тем, что заставляло нас скорбеть и гордиться, что делало нас едиными и советскими одновременно, – этот миф на наших глазах теряет свою волшебную силу и неумолимо скукоживается до музейного и исторического формата. Мы уже давно не едины и не советские. И Германия для большинства уже давно ассоциируется с автомобильными, пивными и прочими брендами, а не фашистской идеологией. Ветеранов осталось настолько мало, что наконец-то каждому из них можно дать по квартире. И, тем не менее, с Победой расставаться жалко. Жалко и обидно прятать потухшее перо жар-птицы в сундук, ведь оно еще совсем недавно горело живым пламенем. Но исторические часы тикают, и культура чутко фиксирует, что мы находимся в новой реальности. Вот два примера. Во-первых, «Бесславные ублюдки» в российском прокате. Ничего особенного. Обыкновенное мочилово, ироническая чернуха, эстетствующий Тарантино. Я сидел в наполненном кинозале. Вокруг сидели люди и смеялись. Это в России, в Москве, это фильм про войну. Про ту войну, которую МЫ выиграли. Ни слова о русских там сказано не было. Ни слова о советском солдате. Ни слова о нашей победе. Это кощунство? Это фальсификация истории? Не знаю. Это 65 лет после войны. Во-вторых, российско-японский мультипликационный проект «Первый отряд». Японское аниме, первоклассный экшн, собранный из осколков советской мифологии. Мультик про то, как наши пионеры-герои, наделенные мистической и волшебной силой, вступают в смертельную схватку с дьявольскими и волшебными силами фашистской Германии. Пионеры умирают, попадают в загробный мир, встречаются с крестоносцами, бегают от тайных агентов по всей Москве и наконец решают исход Великой Отечественной. Вся анимация выполнена японскими художниками. Вся стилистика, вся поэтика мультфильма – это классическое аниме с погонями, стрельбой, брутальными мужскими и сексуальными женскими образами. А на войне, как в аниме. Разве так можно говорить об истории? Так искажать? Так придумывать? Так все смешать? Разве это не кощунство? Не знаю. И не в том дело, что потенциальные зрители этого мультфильма не смотрели «Балладу о солдате». А в том, что прошло 65 лет после войны. И общество, и власть это чувствуют. Поэтому абсурдное законодательное предложение Грызлова – это прежде всего отчаянная и почти бессознательная попытка извлечь еще одну искру из догорающего исторического костра. Ясно, что днем с огнем не найти людей, которые бы отрицали решающий вклад СССР в победе над фашистами. Я думаю, что это ясно даже Грызлову. Но такой закон – появись он на свет – еще раз напомнил бы обществу, что мы победили. На самом деле победили. Но очень давно. В бывших советских и по совместительству братских республиках демонтируют памятники, поставленные в честь Победы. Это глупо и подло. Мы обижаемся. На кого? На историю? На время? Чего мы хотим? Уж, наверное, не новой войны, которая бы снова скрепила нас на полвека. Российскому обществу так необходимо научиться жить в мире. И прежде всего – в мире с самим собой.