об итогах первого года кризиса:
Безусловно, кризис не мог не отразиться на банке, мы испытали и испытываем все те негативные явления, которые наблюдались в целом в банковской системе. Это и отток вкладов физических лиц осенью прошлого года, рост просрочки по потребительским кредитам и по корпоративным в течение всего года, рост процентных ставок по пассивам. Уникальными мы в этом плане не являемся, все это испытали на себе.
Как ни странно, в условиях кризиса мы увеличили объем клиентской базы, у нас увеличились активы. Начиная с весны, стабильно идет увеличение вкладов физических лиц, прирост объемов корпоративных остатков и депозитов. Мы начинаем кредитование, и качественные заемщики готовы пока еще кредитоваться по ставкам, которые выше докризисных. Поэтому доходность выше, чем до кризиса, я имею в виду, по новым сделкам.
Мы за это время оптимизировали свою структуру, начиная с осени прошлого года, когда провели первую оптимизацию. Этим летом мы сократили свои расходы еще на 15 – 20%, это касается внутрибанковских, хозяйственных расходов. Оптимизация расходов должна быть постоянной, она не должна происходить раз в 10 лет, когда кризис грянул. Кризис дал импульс, и даже свободное время, чтобы обратить на это внимание. Потому что раньше рост, во многом, прощал неоптимальность тех или иных процессов. Когда он уже небольшой и нужно получать прибыль в условиях не увеличивающихся активов или уменьшения доходности активов, увеличения ставок по привлечению, то вопрос оптимизации расходов становится актуальным. Теперь этот процесс будет постоянным. В противном случае, любая компания начинает зарастать неэффективными расходами, службами и так далее. Сейчас этот вопрос на особом контроле у многих топ-менеджеров.
На сегодняшний день мы не прекращаем заниматься привлечением новых сотрудников. Я бы не сказал, что в результате кризиса появилось много свободных высококвалифицированных кадров – от хороших обычно не избавляются. В текущей ситуации рынок стал более подвижным, люди, которые даже не рассматривали раньше некоторые предложения, в условиях кризиса готовы это делать. Мы укрепили кредитную службу, юридическую, создали ряд новых направлений, правда, это направления, связанные с управлением непрофильными активами, но есть подразделения, которые мы создали с нуля.