о перспективах «Личного кабинета» ФНС:
Начало промышленной эксплуатации «Личного кабинета» мы отсчитываем с сегодняшнего дня, когда мы объявили о его запуске. Сервис полностью разработан за три месяца в нашем подведомственном ГНИЦ ФНС.
Никакого отношения к федеральным программам эта разработка не имеет, это собственная инициатива ФНС.
Воспользовавшись «Личным кабинетом», можно узнать сумму задолженности и распечатать платежное поручение. Единственное замечание – оплатить его нужно в тот же день, поскольку пени начисляются ежедневно, и на следующий день сумма платежа может измениться.
К концу 2010 – началу 2011 года можно ожидать углубления обратной связи ФНС с налогоплательщиком: заработает сервис с возможностью онлайн-оплаты налогов физическими лицами. Эта задача несколько сложнее, чем разработка «Личного кабинета». Если кто-то узнает ИНН, фамилию и имя гражданина и получит доступ к информации о его задолженностях по транспортному, земельному и имущественному налогам, ничего особенно страшного не произойдет, поскольку эта информация не является тайной, – в отличие от информации о проводке платежей.
Соответственно, чтобы наладить «обратную связь» между ФНС и налогоплательщиком, в том числе с возможностью онлайн-оплаты, потребуется использовать защищенные каналы данных.
Скорее всего, в будущем сервисе идентификация налогоплательщика будет проходить с помощью пары логин и пароль, которую он сможет получить, написав личное заявление в своей налоговой инспекции.
Мы думаем с одним из ведущих банков, как совместить нашу систему с его «Телебанком», но, полагаю, единственным банком для организации онлайн-платежей мы не ограничимся.
По поводу безопасности. Если злоумышленник сумеет взломать «личный кабинет», он не найдет там ни объектов платежей по налогам, ни адреса налогоплательщика. Максимум, что он сможет оттуда вынести – это имя, фамилию, ИНН и сумму задолженности гражданина, а вся эта информация не является налоговой тайной.
Возможно, в первый день работы сервиса не всем удалось им воспользоваться, и, думаю, это связано с большим наплывом посетителей. Если ситуация будет повторяться в дальнейшем, будем думать, как ее исправить.
Думаю, сегодня было несколько сотен тысяч обращений к сервису. Самые востребованные из наших онлайн-сервисов – это «Адрес Вашей инспекции» и «Сведения из ЕГРЮЛ», которые посещаются около 10 млн раз в год. Думаю, новый сервис будет сопоставим с ними по популярности. Кстати, он станет способом экономии для ФНС. Только рассылка требований по уплате налогов обходится в 30 руб. за письмо.