о законопроекте о залоге движимого имущества:
Залог в российской правоприменительной практике – один из наиболее часто используемых способов обеспечения исполнения обязательств. Вместе с тем, компании, предоставляющие финансирование и получающие в обеспечение такого финансирования залог в виде движимого имущества, всегда несут существенные риски, связанные с отсутствием четкой и проверенной информации о заложенном имуществе, необходимостью тщательного анализа предыдущих залогов, поскольку в настоящее время в России отсутствует система регистрации залога движимого имущества. Предусмотренная ГК РФ возможность наложения знаков на предмет залога, свидетельствующих о залоге (так называемый «твердый залог»), на практике оказывается малоэффективной и практически не используется.
В целях разрешения данной проблемы и в рамках реализации Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 – 2008 годы) (Утв. Распоряжением Правительства РФ о 19.01.2006 №38-р) Министерством Финансов Российской Федерации разработан законопроект «О регистрации уведомлений о залоге движимого имущества и об обращении взыскания, наложения ареста на движимое имущество».
Законопроект направлен на создание в России целостной системы регистрации залогов движимого имущества с целью: предоставления всем заинтересованным лицам информации о возможном наличии у третьих лиц прав на движимое имущество, а также обеспечения прав кредитора на движимое имущество и установления приоритета залогодержателя в случае обращения взыскания на заложенное имущество перед другими залогодержателями. Предполагается, что указанная регистрация может, по инициативе сторон, осуществляться путем направления в уполномоченный орган уведомлений о регистрации залога движимого имущества.
Законопроект распространяется на залог движимого имущества, возникающий как в силу договора, так и на основании закона. Предполагается, что регистрация уведомлений будет осуществляться по инициативе залогодержателя, но с согласия залогодателя, если залог существует в силу договора.

Опасения, что включение в реестр многие залогодатели будут игнорировать, в силу того, что для регистрации нужно их согласие - несостоятельны. Одно дело когда переговоры ведут партнеры, которые условно равны с точки зрения переговорного процесса – два юридических, или два физических лица, например – те, кто взаимно заинтересованы в заключении сделки, и они уже ждоговариваются, исходя из взаимных интересов. А когда одна сторона доминирует над другой (как в случае кредитования – банк), то залогодатель практически не имеет никакой возможности не дать своего согласия на регистрацию. Если в регламенте банка прописано, что такое согласие обязательно, то в этом случае кредит просто не выдадут. Как вариант – для тех кто не дает согласия, проценты по кредиту будут выше – точно также как и в случае с банковским страхованием по кредитам. Правда, пока неизвестно, как это все будет работать. Банкам необходимо будет несколько перестроить свои бизнес-процессы, просчитать трудозатраты, которые, безусловно, увеличатся за счет работы с уведомлениями. Предполагается, что это возмездно, и вполне возможно, что банк в итоге переложит эти затраты на клиента.
Законопроектом предусмотрены некоторые исключения из сферы его действия (эмиссионные ценные бумаги, финансовые инструменты срочных сделок, движимое имущество, сделки с которым подлежат государственной регистрации и т.д.). Данные исключения вполне логичны и обусловлены наличием уже существующих систем регистрации прав по сделкам с перечисленным имуществом.
Уведомления регистрируются в соответствующем реестре, сведения которого образуют открытый и доступный информационный ресурс. Функции регистрационной организации должен выполнять орган, уполномоченный Правительством РФ. Предполагается, что регистрация уведомлений будет осуществляться за плату, и только в случае обращения взыскания и (или) наложения ареста на движимое имущество по решению уполномоченного органа или суда – бесплатно.
В целом, законопроект является весьма прогрессивным шагом на пути развития в России института залога, который позволит в конечном итоге повысить уверенность кредиторов и стимулировать выдачу новых кредитов, а также улучшить условия кредитования и повысить их доступность. Законодатель пытается в условиях кризиса защитить права залогодержателя от недобросовестных действий со стороны залогодателя. Схожие инициативы (применительно к регистрации уступки прав требования) содержатся и в проекте федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (в части регулирования секьюритизации финансовых активов)".