Президент Медведев огласил очередную модернизационную идею – наделять многодетные семьи землей. Министр регионального развития Виктор Басаргин рассказал, на какой надел стоит надеяться: 6–10 соток. Можно предположить, что оба чиновника надеются на прокорм многодетных семей с этой земли. Если бы подразумевалось выделять землю под застройку, то хватило бы сотки – под дом, палисадник и задний дворик (типичный вариант английского таунхауса). Наверное, и Медведев, и Басаргин могли бы «тупо» копировать похожую практику московского правительства, но наступают времена неолиберализма и, видимо, народ решено отучать от «халявы». 6–10 соток – оптимальная площадь под обработку земли без особых трудовых подвигов. Верно ли, с точки зрения «воспитания ответственности», решение Медведева дать не «рыбу, но удочку» – покажет время. А пока поговорим о приземлённых вещах. В России насчитывается чуть более 1 млн многодетных семей, и скоро многие из них реально выйдут в чистое поле. Как правило, семьи с 3 и более детьми психологически готовы преодолевать трудности, но даже для свершения трудовых подвигов необходимы знания и опыт. Подозреваю, что среди многодетных немало тех, кто не ведает, каким концом сажается лук в землю и можно ли засыпать корневую шейку у саженцев яблони и груш. И учить их некому: в России, во всяком случае в крупных городах, практически отсутствуют образовательные и опытнические программы в сфере огородничества. Даже в разгар кризиса в перечне курсов, где переучивали безработных, за редким исключением, отсутствовали сельские специальности. Наверняка это связано с тем, что значительная часть россиян и без курсов знает, как работать на земле. Каждый день я читаю поток примерно таких новостей. Агентство по занятости населения Пермского края рапортует о безработной Татьяне Субботиной: «Она составила бизнес-план, получила от службы занятости субсидию в размере 58 800 рублей и открыла свое дело: крестьянско-фермерское хозяйство. Свой бизнес предпринимательница начала с приобретения 200 голов птицы. Обустроила клетки на 35 голов каждую. Вскоре пришла к выводу, что самостоятельно делать клетки в два раза дешевле, чем приобретать готовые. Мастерить птичьи домики помог муж. За полгода подворье Субботиных выросло на 300 голов. На вопрос, не боится ли Татьяна Владимировна конкуренции, она отвечает отрицательно. Сейчас она продает молодняк и яйцо (до 60 000 штук ежемесячно), причем до прилавков магазина ее товар не доходит, раскупают с рук». Неизвестно, многодетная ли мать Субботина, но видно, что и до безработицы своё новое дело она знала хорошо. Не то – человек из мегаполиса, да и вообще современный человек. Не зря Всемирная продовольственная организация ФАО одним из пунктов помощи бедным странам указывает необходимость обучения сельскому хозяйству ещё в школах. Но и в среднеразвитых странах – к примеру, в Аргентине – существуют общественные программы «школьных огородов». У проекта две цели: производить достаточное количество еды для школьников и научить их выращивать овощи. С 1999 года несколько начальных школ в бедных сельских регионах Аргентины обзавелись огородом размером в гектар. Из России это выглядит странным, но и в США существуют программы обучения огородничеству в школах. Американское общество сподвигла на это знаменитая ресторатор и органический огородник Эллис Уотерс, заручившись поддержкой истеблишмента (к примеру, четы Клинтон). На школах Уотерс не остановилась и завела учебный огород в Йельском университетеYale Sustainable Food Project, который перерос в органическую ферму. В России при школах тоже продолжают функционировать довольно эффективные делянки – но это почти всегда касается сельских учебных заведений. Участок там может достигать площади в 1 гектар, а себестоимость завтраков и обедов благодаря выращенной школьниками продукции ниже в 2–3 раза обеда у городских сверстников. Конечно, вовсе не лишним было бы ввести обучение огородничеству и в городских школах – на тех же уроках домоводства и труда. Разумеется, при желании самого ученика. По СНиПам вокруг каждого учебного заведения должна быть пришкольная территория, а место для грядок и ягодников найти можно всегда. Но что предпринять для обучения огородничеству взрослых и как сделать этот процесс эффективным? Наверное, надо дождаться следующего президентского послания, где глава государства, возможно, произнесёт что-то вроде «врачу – исцелися сам». Именно личный пример воодушевляет на подвиги. Возможно, тогда в Россию вместо Шварценеггера прилетит Эллис Уотерс, и ее, зная любовь Медведева к странным предложениям работы заезжим знаменитостям, пригласят на роль просветителя.