
«Аэрофлот», что бы о нем ни говорили, совсем неплохо переживает кризис
Результаты «Аэрофлота» превзошли наши ожидания. За 9 месяцев мы ждали EBITDA $390 млн, а компания показала $430 млн. В первую очередь, это объясняется хорошим управлением расходами: мы прогнозировали, что ее затраты составят $2,83 млрд, а они были $2,155 млрд. «Аэрофлот» удачно сэкономил на топливе и правильно подходит к его закупке, еженедельно организуя закупки на тендере и выбирая самую низкую цену. Плюс к этому компания активно запускала на линии новые, с завода, самолеты. По результатам года ожидается, что ее парк пополнят 6 новых А321, 4 А319, 8 А320 и 6 А330. За счет увеличения пропорции нового флота «Аэрофлот» тоже экономит на топливе.
Что еще важно: «Аэрофлот» по-прежнему получает от иностранных компаний так называемые «пролетные» деньги, и они в принципе улучшают его финансовые показатели, ведь это дополнительный источник выручки и операционной прибыли. Не могу сказать, что это основной фактор, но важный – это нужно признать.
Думаю, что компания должна показать неплохую отчетность и за весь год. Вроде бы IV квартал в авиации, как правило, не такой хороший, как III квартал. Но мы видели производственную статистику за октябрь – ноябрь, числа там неплохие: в октябре уже было увеличение пассажирооборота. Доходность, наверное, будет оставаться низкой, но руководство авиакомпании намерено продолжать сокращать расходы.
о существенном падении выручки «Аэрофлота» по сравнению с иностранными компаниями:
В России пассажиропотоки упали сильнее, чем в Европе, в странах Тихоокеанского бассейна. Наш рынок в целом оказался более подвержен кризису, чем Европа, Азия, Южная Америка: мобильность населения России заметно уступает этим странам. Поэтому дисконтирование билетов у нас в целом было глубже, чем в других странах, – это было необходимо, чтобы поддержать спрос потребителя на перевозки. В итоге, пассажирооборот «Аэрофлота» упал на 7%, а доходность – более чем на 20%. Но при этом «Аэрофлот» по пассажирообороту выглядит лучше, чем отрасль в целом, – в основном, но за счет резких дисконтных программ.
. Особенно, на фоне зарубежных конкурентов: Slon.ru сравнил отчетность «Аэрофлота» с показателями девяти мировых перевозчиков. Главная российская авиакомпания лидирует по приросту прибыли на одного пассажира. Но частные акционеры все равно ею недовольны, утверждая, что деньгами можно было бы распоряжаться поэффективней.
Второе полугодие 2008-го выдалось для «Аэрофлота» не самым удачным. Чистая прибыль по МСФО за один только IV квартал упала в 8,5 раз – до $37 млн. Затраты на операционную деятельность нарастали, как снежный ком: среди ведущих мировых компаний «Аэрофлот» полгода назад лидировал по темпу прироста затрат. А теперь все наоборот – он почти лидер по их сокращению, уступая только United Airlines. Из отчетности «Аэрофлота» за 9 месяцев этого года следует, что издержки по сравнению с аналогичным периодом 2008 года стали меньше на 33,5%.
Мы считаем, повышение эффективности «Аэрофлота» – безусловно, заслуга нового менеджмента, который пришел к управлению компанией в апреле. Работа новой команды была нацелена на проведение антикризисных мероприятий. Это сокращение издержек, увеличение загрузки рейсов. Необходимо было не только удержать компанию на хорошем уровне, но и повысить ее эффективность в кризисное время. По большому счету, в этому году команда со своей задачей справилась. На следующий год у нас весьма амбициозные планы: мы поставили перед собой задачу стать лидером на внутреннем рынке и лучшей компанией по оказанию авиационных услуг на рынке Европы.
В текущем году авиакомпания прошла через смену гендиректора, а гендиректор привел за собой целый ряд топ-менеджеров, которые сменили менеджеров на основных постах, связанных с коммерцией и финансами. Без изменений остался, пожалуй, только блок производственных вопросов. Следом за этим начались достаточно серьезные преобразования, например, были заметны действия новой команды, когда «Аэрофлот» стал предлагать едва ли не самые выгодные тарифы на рынке.
В принципе, авиакомпания, у которой значительный объем перевозок приходился на регулярные рейсы, потеряла пассажиров, но гораздо меньше, чем в среднем по рынку. А рынок потерял более 10% пассажиропотока, это больше, чем теряли другие региональные рынки. И несмотря на то, что «Аэрофлот» сократил объемы перевозок, он увеличил присутствие на российском рынке. Это можно было сделать за счет привлекательной тарифной политики, но на фоне снижения пассажиропотока это неизбежно должно привести к существенному сокращению выручки. Но и по прибыли ситуация не очень хорошая. В отличие от других стран, где есть конкуренция, российские компании продолжают работать в монопольной среде, и сократить издержки пропорционально сокращению перевозок не могут.
«Аэрофлот» в целом защитил свое положение на рынке и даже занял более прочное положение, но к концу году подошел с незавершенными преобразованиями. Компания заявила о необходимости оптимизации штата, и это очень разумно.
Ведь «Аэрофлот» по численности персонала был сильно переразмерен. Савельев заявил о программе по сокращению издержек, у него были большие резервы для сокращения этих издержек – в отличие от иностранных компаний, которые вылизывали эффективность на протяжении многих лет, «Аэрофлот» находился на бурно растущем рынке, ему нужно было не столько экономить, сколько успевать за рынком. Приоритеты были несколько другие.
Компания выразила готовность выводить «пролетные» деньги, и это достойно аплодисментов, ведь она должна заранее подготовиться к тому, чтобы жить без них. Принятые решения были абсолютно логичны. Но «Аэрофлот» не использует в значительной степени некоторые свои преимущества. После ситуации с катастрофой самолета «Аэрофлот-Норда» под Пермью она дистанцировалась от дочерних компаний, что не совсем корректно. Решено прекратить деятельность «Аэрофлот-Карго», это, по сути, заметное ухудшение ситуации на грузовом рынке.
Все, что связано с терминалом D в Шереметьево и процессом перевода туда рейсов, будет затянутым и непростым. Мало кто надеялся что все пройдет быстро, гладко и безболезненно, если даже у British Airways в пятом терминале Heathrow все началось со скандала. У нас, конечно, такого мрака не происходит, но переезд в новый терминал – это большие проблемы и расходы. Эффект от этого появится, наверное, к лету, когда все действительно устаканится, рейсы будут стыковаться и пассажиропоток будет расти, давая компании отдачу.
Отчетность – это такая штука, которая на самом деле мало что показывает, хотя считается, что самый лучший инструмент для анализа работы компании. Но ведь ею можно манипулировать, даже если у вас аудитор из первой четверки. У меня лично более простые критерии оценки «Аэрофлота».
Насчет срезания костов «Аэрофлота» разговоров много, но я вот пока не убежден. Сняли дорогущий офис на Арбате, хотя только что построили новый в Шереметьево. Топливом тоже можно было бы поэффективнее управлять. Вот сейчас «Аэрофлот» ставит вопрос о хеджировании, но ведь по большинству прогнозов нефть будет не дорожать, а дешеветь, это значит, что при ежегодных затратах на топливо в $600 млн «Аэрофлот», хеджируясь, может потерять примерно $60 млн. Мне кажется, что и в продажах у «Аэрофлота» есть определенная утечка, некоторый финансовый результат из них выводится: очень много историй, связанных с продажами блоков мест определенным операторам по ценам ниже рыночных. Дочерние компании «Норд» и «Дон» – по-прежнему убыточные. Есть план на следующий год увеличить перевозки на 30%, но непонятно, как это реализовывать. По сути, без тендера продали австрийцам 51% акций компании «Аэрофлот-Плюс», которая имеет целый ряд активов и набор лицензий, вроде бы пустяковый вопрос, а $5 млн вынесли.
Вот, например, в этом году на дивиденды было направлено всего 200 млн рублей, а компания при этом дарит частной компании – ФК ЦСКА – $10 млн. Еще $100 млн рублей подарили Олимпиаде – $40 млн «кэшем» и $60 млн провозными мощностями. То есть, получается, что «Аэрофлот» – это такая специальная машина, которой отдают приказы, например, пойти и спасти «Сухого» и не выставлять против него санкции за задержку поставок самолетов SuperJet. Ведь вместо того, чтобы платить «Аэрофлоту», «Сухой» обещает лоббировать в правительстве для «Аэрофлота» разнообразные льготы. Ну ведь нельзя так самолеты продавать! Если на рынке поймут, что «Сухой» не выполняет условия контрактов, кто ж будет самолеты-то покупать?
Это все чудовищная нерыночная практика. Не будут никогда в таких условиях менеджеры госкомпаний считать затраты, работать над эффективностью, они будут тратить, не считая, – до тех пор, пока государство, наконец, не поймет, что ему нужно быть регулятором, а не собственником.
Словом, вопросов к «Аэрофлоту» много. Я просто жду пока, хочу ознакомиться со стратегией развития, посмотреть, что будет с новым терминалом в Шереметьево. А заявлений много сделано было, да.
По его словам, «Аэрофлот» представляет собою машину для исполнения партийных заданий, выдаваемых по звонку из правительственных кабинетов. Потому авиакомпания еще далека от того, чтобы стать по-настоящему эффективной. А аналитик «Тройки Диалог» Кирилл Казанли напоминает, что во многом устойчивость «Аэрофлота» в кризис зависит не только от действий менеджмента по сокращению издержек, но и от пресловутых «пролетных» денег. В них-то и заключается секрет прироста у «Аэрофлота» операционной прибыли и прибыли до налогообложения в пересчете на одного пассажира. Несмотря на довольно существенные темы снижения выручки, у него лучшие показатели среди тех компаний, с которыми Slon.ru его сравнил. Благодаря им и усиленной резке костов «Аэрофлот» в условном рейтинге эффективности десяти авиакомпаний занял четвертое место.

http://www.slon.ru/articles/232501/