Пытаясь компенсировать пассажирам неудобства, связанные с задержками рейсов в конце прошлого года, «Аэрофлот» начал «Акцию репутационной поддержки» – каждому пострадавшему по билету. Но среди пассажиров, проведших многие часы в аэропорту в ожидании вылета, были юристы. Они сочли, что «Акция репутационной поддержки» не просто не компенсирует моральный вред, причиненный «Аэрофлотом» своим клиентам, но и оскорбляет пассажиров. Кристина Каменева и Сергей Литвинцев решили подать против авиакомпании коллективный иск, привлекая коллег по несчастью через страницы в соцсетях «Фейсбук» и «Живой журнал». Подробнее об этом Сергей Литвинцев рассказал в интервью Slon.ru.

Оценивали ли вы, сколько пассажиров пострадало в те дни? – Точных подсчетов нет. Если оценивать количество людей зрительно, то можно говорить, скорее всего, о нескольких тысячах человек. – Ищете ли вы пострадавших сами или просто ждете, что они придут через «Фейсбук» или ЖЖ? – Мы ищем пострадавших через социальные сети и ЖЖ. Многие пытаются помочь нам, в том числе люди, работающие в ЖЖ, СМИ. – Сколько пассажиров «Аэрофлота» сейчас участвуют в иске? – Вчера мы только открыли группу в «Фейсбуке», то есть вчера не было ни одного человека в списке. Сейчас в списке 54 человека. Вместе со мной и моей коллегой – 56. Наша цель – до конца этой недели набрать 1000 желающих принять участие в коллективном иске. – То есть, вы были в аэропорту в те дни и сами пострадавшие? – Да, я летел рейсом SU-361 из «Шереметьево-2» в Египет. В аэропорту провел более 33 часов: с 26 по 27 декабря. Этим же рейсом летела Кристина Каменева (тоже юрист) – именно она начала собирать подписи для подачи иска среди пассажиров нашего рейса. – Расскажите, что происходило в аэропорту: как с вами обращались, что вы видели, как пассажиры реагировали? – Обстановка в аэропорту накалялась каждую минуту с момента моего приезда в «Шереметьево» в 7 утра 26 декабря. Проблем было много. Было негде сесть, периодически возникали проблемы с питанием: заканчивалась еда в местных кафе, и многие не могли получить ваучеры на бесплатное питание, которое авиакомпания обязана предоставить при задержках рейсов (это не «мелочь», т.к. цены на еду в аэропорту мы все знаем), родителям было нечем кормить грудных детей, а размещение в гостинице не было предоставлено практически никому вне зависимости от количества часов, проведенных в терминале. Самая главная проблема заключалась в том, что люди не могли покинуть здание аэропорта и были вынуждены находиться в «заложниках», потому что понять, когда же все-таки вылетит самолет, было просто невозможно. «Аэрофлот» не предоставлял никакой информации о происходящем, не делал обоснованных прогнозов вылетов задержанных рейсов, даже тех, которые ожидали вылета третьи сутки, а сами рейсы переносили каждые несколько часов на очередные 1–2–3 часа – так, что у пассажира складывалось впечатление, что самолет может вылететь в ближайшее время, что ситуация вот-вот разрешится, а значит, нет смысла покидать «Шереметьево». Именно отсутствие информации о происходящем и прогнозов развития ситуации от «Аэрофлота» накалило обстановку до предела и вызвало волну местных «протестов». Трудно подобрать слова. Представьте атмосферу большого скопления людей, которые не по своей воле десятки часов проводят в «подвешенном» состоянии в некомфортных условиях в одном удаленном от города здании, которое невозможно покинуть. При этом пассажиры не знают точной причины происходящего, часто не получают прогнозов и не имеют какой-либо связи с представителями авиакомпании, от которой, по сути, зависит ближайшее будущее людей. Добавьте к этому все прочие проблемы – еда, гигиена, ложные сообщения «Аэрофлота» в прессу о том, что «ситуация под контролем». – Какие конкретные положения действующего законодательства, включая Федеральные авиационные правила (ФАП), по вашему мнению, «Аэрофлот» нарушил? – Позиция сейчас прорабатывается. Полная картина требований и примерный текст будущего иска будут выложены позже на наших страницах в «Фейсбуке» и «Живом Журнале». На данный момент очевидно, что предлагаемая «Аэрофлотом» текущая компенсация недостаточна как минимум потому, что не учитывает следующие моменты. Во-первых, ряд действий авиакомпании значительно ухудшили положение людей в терминале. Даже одно простое сообщение пассажирам о том, что большинство рейсов не вылетят в ближайшие 8 часов, решило бы много проблем: многие смогли бы съездить домой, принять душ, отдохнуть, привести нервы в порядок, нормально поесть и накормить грудных детей. Во-вторых, компенсация не учитывает нанесенный моральный вред. В-третьих, компенсация не отражает потерянные драгоценные дни отпуска за рубежом, которые были заранее оплачены. Нам кажется, что даже само название акции, в рамках которой «Аэрофлот» сейчас предоставляет компенсацию, – «Акция репутационной поддержки» – некорректно и задевает чувства пострадавших. – Так все-таки о каких суммах желаемой компенсации идет речь? Назовите хотя бы минимум. – Пока это невозможно – не хочу обманывать ожидания людей. Минимум, можно рассчитывать на компенсацию в денежной форме (сейчас «Аэрофлот» предлагает билет), которая будет в несколько раз больше текущей. – Возможно ли мировое соглашение и на каких условиях? – Думаю, это возможно, если оценка компенсации «Аэрофлотом» будет удовлетворять не только авиакомпанию, но и пострадавших пассажиров, а также если авиакомпания будет готова принести публичные извинения пострадавшим. – Какова практика подачи коллективных исков в России, насколько она успешна? – В России практики подачи коллективных гражданских исков почти не существует, но статья процессуального законодательства, предусматривающая возможность подачи коллективного иска, с недавнего времени есть. Нужно заставить эту статью «работать» на граждан: мы хотим создать прецедент коллективной защиты гражданами своих прав и интересов в суде. В этом смысле практика коллективных исков США может служить вдохновением. В Соединенных Штатах каждый год тысячи граждан подают такие иски и успешно защищают свои права. Если бы в Америке произошло что-то подобное тому, что случилось в «Шереметьево», против «Аэрофлота» уже были бы поданы сотни коллективных исков. – «Аэрофлот» как-то реагирует на ваши действия? Выходили ли на вас представители авиакомпании? – Нет. Есть, правда, забавная тенденция: в ЖЖ стали появляться дневники (только что открытые) с сообщениями, оправдывающими «Аэрофлот». Есть ощущение, что за этим стоит авиакомпания. – Действительно ли вы действуете от себя? Вас никто, что называется, «не заряжал» против «Аэрофлота»? – Да, от себя. Меня поражают масштабы вреда, который нанес «Аэрофлот», и мне очень хочется создать российский прецедент, показывающий, что граждане способны защитить себя от действий компаний с помощью цивилизованных юридических средств.