Профессор РЭШ Сергей Измалков прочитал в Лектории Политехнического музея лекцию «Аукционы: бархатная революция в экономике». Slon публикует ее сокращенную версию.
Я буду использовать термины эффективности и оптимальности. Эффективность – это размещение товаров и услуг самым оптимальным образом с точки зрения общества. Оптимальность – это способ размещения товаров или услуг, при котором максимизируется прибыль и минимизируются издержки.

Чем аукционы знамениты? 

Прежде всего они работают там, где не работают рынки, это некоторые механизмы, которые заменяют рынки в этой ситуации. Когда это происходит? 
Две типичные ситуации: участников мало и про участников известно мало. Например, вы хотите продать товар, и у вас есть неизвестное количество покупателей. Возникает вопрос: как продать товар? Если вы продаете дом, вы дадите объявление в газету и будете ждать, пока кто-то откликнется? Хватать его за грудки и считать спасителем? В таких ситуациях работает аукцион. Можно добиться эффективности и оптимальности с помощью достаточно простых аукционов. Аукционы быстры, просты в использовании и явным образом определяют цену. Аукционы используются практически везде. Любые товары продаются с аукциона, да и не только товары. В микроэкономике аукционы – это самая популярная тема для исследований, тысячи статей публикуются в лучших журналах. Любой стоящий экономист-теоретик хоть раз в жизни написал статью про аукционы. 

Что известно об истории аукционов?

Первый аукцион, о котором мы знаем со слов Геродота, это продажа жен в Вавилоне. В определенном месте в определенное время, раз в год, собирались все девушки на выданье. Все будущие жены выстраивались в очередь – от самой красивой до самой некрасивой, и начинался аукцион. Потенциальные мужья, которые хотели взять в жены ту или иную девушку, должны были заплатить, и кто больше заплатил, тот и получал девушку в жены. В какой-то момент желающих взять в жены следующую по очереди девушку не было, и начинался обратный аукцион. Из собранных денег стали доплачивать тем, кто был бы готов взять в жены одну из оставшихся девушек. Продолжалось это до тех пор, пока либо никого не оставалось, либо кончались деньги. Вот такой был аукцион – между прочим, достаточно продвинутый. 
В Риме продавали рабов так – захватывали в плен людей из другой страны, и тот, кто ими владел, мог поставить копье в землю, фактически это означало, что начинается аукцион, и тот, кто готов предложить наиболее высокую цену за человека, получал права на него. 
Имущество банкротов тоже продавалось с аукциона. Однажды с аукциона продалась вся Римская империя. В 193 году преторианцы сказали, что сделают императором того, кто готов им больше заплатить. Дидий Юлиан победил, но ожиданий не оправдал, и ему снесли голову через несколько месяцев. 
В разных странах существовало огромное количество аукционов, но все они были практически вариантами классического формата – кто готов больше заплатить, тот и выигрывает. В Англии проходили аукционы со свечой: ставилась свечка, и пока она горела, люди могли называть все большую цену на товар. Как только свечка гасла, текущая цена становилась финальной. 

Простые аукционы, или «Кто больше» 

Самый типичный аукцион «Кто больше» – это открытый аукцион повышающейся цены. Форматов проведения очень много. Иногда люди могут сами выкрикивать цены. Иногда в центре стоит аукционист, который выкрикивает цену. Если он видит хотя бы двух участников, которые готовы заплатить, то поднимает цену, и так до тех пор, пока не останется один участник, который и будет победителем. Когда люди сами выкрикивают цены, победитель – тот, кто выкрикнул максимальную цену, и его никто уже не хочет победить. В фильмах или в литературе вы встречались с этим форматом аукциона. Удивительно, что многие сегодняшние аукционы, например Christie's или Sotheby's, проводятся в том же формате. 
Этот формат чем-то очень хорош, раз за тысячелетие он остался в относительно первозданном виде, и умные люди, практики, не смогли придумать ничего лучше. Этот аукцион эффективен, и если добавить к нему резервную цену, то он будет и оптимален.

Аукционы «Кто первый»

Это другой формат открытого аукциона. Цена потихоньку снижается с достаточно высокого уровня, аукционист либо называет цену все ниже, либо, как на современных аукционах по продаже тюльпанов в Голландии, это делается в электронном виде. Цена на табло бежит по кругу, и очень быстро продают огромное количество тюльпанов. Кто первый скажет: «Я хочу!» – тот и купил. 

Закрытые аукционы

Участники делают ставки и передают их аукционисту, который потом ставки открывает и решает, кто победил. Запросы котировок наших российских аукционов имеют такой формат. Но классические форматы – это закрытые аукционы, где собраны ставки. Обычно побеждает самая высокая ставка. 

Форматы аукционов по цене

Аукцион первой цены, где победитель платит свою собственную ставку.
Аукцион второй цены, где победитель платит максимальную из ставок своих соперников, то есть вторую по величине цену, не свою.
Есть формат, где все платят свои ставки, но получает товар только один, который заплатил самую большую ставку. Это аукцион, в котором платят все участники.

Биржи

Все современные биржи – это аукционы. Некоторые из них, конечно, не очень простые, это динамические аукционы, все запросы и заявки на продажу и покупку происходят в динамике, в реальном времени. Они устроены так: продавцы делают ставки – заявки на продажу, покупатели делают ставки – заявки на покупку, может быть много ставок от продавцов, которые хотят продать дорого, и от покупателей, желающих купить дешево, но как только возникает пара «заявка на продажу – заявка на покупку», где первая дешевле, чем вторая, это возможная сделка, которая происходит по средней цене между ними. Точки пересечения спроса и предложения говорят о том, сколько сделок сегодня совершится. В реальном времени текущих сделок в данную секунду нет, есть предложение о продаже и предложение о покупке, как только оно может быть реализовано, совершается сделка с минимальным предложением о продаже. 

eBay 

Это некоторый формат электронного аукциона, который устроен как аукцион со свечой. У каждого аукциона есть конец. На странице написано, сколько времени осталось до конца аукциона. В любой момент по умолчанию вы можете сделать ставку выше ставки текущего победителя хотя бы на 25 центов, и вы станете текущим победителем. Это правило аукциона «Кто больше». На данный момент самый большой объем бизнеса eBay – продажа обычных товаров, как в интернет-магазине. Но важно то, что продажа уникальных товаров осуществляется методом аукциона: это один большой централизованный аукцион. Если вы хотите что-то купить, вы наверняка увидите на eBay продавцов со всего мира: эта площадка стыкует миллионы продавцов и покупателей. 

Закупочные аукционы

Среди развитых стран закупочные аукционы разного рода правительств составляют чуть меньше 20% национального продукта. Это огромный объем. Существует разновидность такая разновидность закупочных аукционов, как приватизационные. На них продается огромное количество разных товаров, например лицензии на различные виды деятельности (на поставку молока в школы, вылов рыбы, вырубку леса, право пользоваться частотами для мобильного вещания). Один такой аукцион, продажа прав на использование частот, продажа воздуха по сути, собрал 2–2,5% национального продукта Англии, по €650 на человека. Это чистые деньги, не искаженные налогами. Все развитые страны провели такие аукционы (кроме России). Свежая рыба почти везде продается с аукциона. Предметы искусства, дома в разных странах Европы и Австралии продаются в большинстве случаев с аукциона. Современная контекстная реклама, например в GoogleYandex, – это бизнес в десятки миллиардов долларов. 

В чем проблема неполной информации? 

Экономист Джордж Акерлоф показал, что рынки могут не работать или вообще не существовать из-за неполной информации, за что впоследствии получил Нобелевскую премию. Самая его знаменитая статья «Рынок лимонов» была опубликована в 1970 году. В США «лимонами» называют подержанные автомобили. По их внешнему виду трудно определить степень износа. На их примере Акерлоф рассмотрел проблему асимметричности информации: частую на современных рынках ситуацию, когда продавец осведомлен о качестве реализуемого товара лучше покупателя. Если покупатель не может отличить сильно изношенный поддержанный автомобиль от хорошего, а продавец будет их одинаково расхваливать, на рынке «лимонов» возникнет отрицательный отсев: хорошие машины останутся в руках покупателей, а плохие вновь вернутся на рынок для перепродажи. В итоге, если не принять нужных мер, рынок будет разрушен – на нем останутся только плохие машины. 
Акерлоф и еще несколько исследователей показали, что нужно обращать внимание на ситуацию с неполной информацией. Формальный способ моделирования всего, что связано с неполной информацией, был предложен за пять лет до Акерлофа Джоном Харсани в его теории игр.

Что такое модель аукциона Викри? 

Есть один товар и несколько участников. Предположим, что каждый участник понимает, сколько он готов за этот товар заплатить. Вот стакан с водой: он может стоить 20 рублей для одного участника, 40 – для другого, 50 – для третьего. А если бы это был стакан с водой в пустыне, может быть, он стоил бы и тысячу рублей. Во сколько разные участники оценят товар – это их частная информация. 
Если ценность стакана с водой 600 рублей, то вам нельзя дать этому стакану уйти ниже 600. Вы в этом аукционе будете участвовать активно до тех пор, пока текущая цена ниже вашей ценности. Если все так себя ведут, получается, что аукцион выиграет участник, который ценит товар больше всех. Это и есть эффективность. Уильям Викри проанализировал и другие аукционы и вывел теорему, согласно которой в простой ситуации, когда продавец не может по типам различать игроков, оказывается, что все форматы эффективны. Выигрывать будет тот человек, который выиграл бы и в другом формате. Продавец выбирает формат, исходя из простоты, удобства для участников, защиты от сговора, а не из-за денег. 

Зачем нужна резервная цена? 

Если мы к этим простым форматам добавим возможность называть резервную цену для продавца, когда он говорит: резервная или стартовая цена – 500, по меньшей цене я не продам, от эффективности до оптимальности оказывается недалеко. Если использовать те же форматы с добавлением правильно посчитанной резервной цены, то это будет и самый оптимальный среди вообще всех механизмов продажи, который можно представить. Для искусства это отлично работает. Резервная цена определяется так: продавец должен получить некоторое представление о ценностях покупателя с возможным распределением в цене. Например, он понимает, что за картину Моне можно получить до $8 млн, но если покупателю картина скорее не нужна, то можно посчитать, что правильная цена будет $4 млн. 

Каков оптимальный механизм продажи?

Роджер Майерсон получил Нобелевскую премию за создание основ теории оптимальных механизмов. Чтобы продать товар, получив максимальный доход, если точно неизвестно, сколько за него готовы заплатить потенциальные покупатели, надо сконструировать правильный аукцион. Один товар, разные по типам участники, один – коллекционер, другой – богатенький буратино, которому просто нравится картина, третий – дилер, а еще и представители разных музеев. Как продавцу продать товар так, чтобы получить максимальный доход, если продавец не знает, сколько готовы заплатить возможные покупатели? На этот вопрос и пытался ответить Майерсон.
Для любого аукциона существует простой эквивалентный способ продажи. Каждого спрашивают, во сколько он оценит товар, и в зависимости от этих ответов говорят, кто победил. При этом все говорят правду. Доказательство простое: представьте, я один игрок в этой игре, у меня есть варианты, как себя вести. Ко мне приходит посторонний человек и говорит: я твой ангел, я полностью за тебя, я буду играть за тебя ту стратегию, которую ты должен был выбрать, только назови мне свою цену. Это похоже на камень, где написано: цена 300 – направо, цена 500 – прямо и тому подобное. Важно, что в моем взаимодействии с этим ангелом я буду говорить правду, потому что он выбирает за меня оптимальную стратегию в этой игре.
И вот мы имеем конструкцию, где для каждого игрока есть свой ангел, а сам игрок просто говорит свою цену. Ключевой момент: всем хочется говорить правду. Второй важный момент заключается в том, что назначать победителя произвольно нельзя. Проблема в том, как размещать товары и какие цены назначать, чтобы все говорили правду.