Фото: РИА-Новости

За громкими политическими баталиями экономические новости проходят почти незаметно. Но одна из них обсуждалась довольно широко: правительство повысит тарифы на услуги естественных монополий не с 1 января, как это обычно было, а с 1 июля. Причина вроде понятна: в марте выборы президента России, и лишний раз злить избирателя никто не хочет. Новация коснется всех естественных монополий, кроме РЖД (для «дорог» тарифы тоже повысят, но с Нового года). На самом деле, поднятый вокруг этого события шум мало соответствует его реальному значению. Обсуждают, скорее, по многолетней привычке. А правда в том, что правительство уже не влияет на конечную цену товаров и услуг естественных монополий. Кроме стоимости газа, конечно. Ранее электроэнергия и ж/д перевозки были услугами естественных монополий: РАО «ЕЭС России» и ОАО «РЖД». Однако за последние 5 лет эти отрасли сильно изменились. Чиновники выделили так называемые конкурентные сектора: производство и сбыт электроэнергии, а также привлекли частных операторов в грузовые перевозки на железных дорогах. В обеих отраслях конечная стоимость услуги состоит из двух частей. Первая производится естественно-монопольным сектором, вторая – конкурентным. Одна тарифицируется государством, стоимость другой части определяется рынком. По идее, это должно было привести к появлению конкуренции и к снижению цен.

Теперь открываем любой учебник по экономической теории. Цена – количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать), а покупатель согласен получить (купить) единицу товара (услуги).
Отсюда вывод: даже если заморозить «тарифную часть», конечную цену все равно определит рынок. И государство никак не может влиять на конечную стоимость услуги для потребителя. А любое сдерживание роста тарифа в нынешних условиях означает не послабление для потребителей, а дополнительную прибыль для конкурентного сектора. Например, в перевозках правительство может устанавливать любой тариф на инфраструктуру и локомотивную составляющую, хоть нулевой. Но цена все равно будет такой, какую частные операторы подвижного состава смогут выжать из конечного потребителя.
Разделив естественные монополии и не создав при этом реальной конкурентной среды на реформируемых рынках, государство само загнало себя в ловушку. И роста цен допустить нельзя, и приказать им не расти вроде как тоже нехорошо – подрывает доверие инвесторов, вложивших свои деньги.
Государство утратило контроль над ценообразованием в одном из звеньев производственной естественно-монопольной цепочки. А, значит, и над всей цепью. Конечно, остались неофициальные рычаги, в виде той же ФАС. Она может разглядеть доминирование и ограничение конкуренции почти на любом реформированном рынке. Но тогда возникает вопрос: а к чему были все эти реформы? Чтобы из явной и понятно работающей схемы управления ценами на товары и услуги инфраструктурных отраслей получить тайную и непонятную?