Профессор Свободного университета Берлина, председатель Международного общества нейроэкономики Хауке Хеекерен прочитал в пресс-центре РИА «Новости» лекцию «Нейроэкономика, или Как мы принимаем решения». Slon публикует ее сокращенную версию.
Вы видите, вы слышите, вы осязаете, и таким образом внешняя информация попадает в ваш мозг. При этом вы взаимодействуете с миром посредством двигательных реакций: вы говорите, делаете что-то руками, куда-то идете. Если дать базовое определение процесса принятия решений – это то, что происходит между получением вами информации и вашей двигательной реакцией на нее.
Если говорить о принятии решений в экономике, возьмем простой пример: два товара, два разных вида конфет. Один из ключевых факторов, который влияет на принятие решений, – это ценность товара, то есть ожидаемая польза от того, что вы выберете. Когда вы думаете о конфетах, то имеете какие-то представления о том, что за удовольствие вы получите, если съедите эту конфету. Когда речь идет о еде, воде и сексе, все более-менее понятно, это базовые потребности человека. Но есть вещи, которые не имеют прямой ценности. Например, деньги: вы не станете есть купюру, чтобы получить калории или удовольствие. Однако на эти деньги вы можете купить то, что принесет вам калории и удовольствие, то есть здесь уже получается вторичная польза, а не польза от первичного использования.
Ценность чего бы то ни было во многом зависит от ситуации. Швейцарский математик Даниил Бернулли еще где-то в середине XVIII века понял, что ценность не абсолютна. Например, ценность $10 будет зависеть для вас от того, что у вас есть изначально. Если у вас нет ни копейки, а я дам вам $10, для вас это будет очень ценно. Но если у вас в кармане уже лежит $90, я вам дам $10, они вам не то чтобы очень нужны. Именно Бернулли ввел концепцию ожидаемой полезности, которая зависит от вашего опыта и вашего положения.
Что дает работа в нейролаборатории?
Сейчас мы используем методы нейронаук для того, чтобы наблюдать мозг человека во время принятия решений, то есть в реальном времени. Если посмотреть научные публикации, выяснится, что на самом деле нейровизуализация часто не говорит нам ничего нового. Да, если мы поместим вас в МРТ-сканер, то сможем увидеть, как меняется в разных обстоятельствах кровоснабжение определенных областей мозга. Однако ученым постоянно говорят: «Ребята, у вас такая навороченная аппаратура, а вы не можете сообщить нам ничего нового». Ну да, зрительная кора головного мозга активизируется, когда вы на что-то смотрите, а моторная кора активизируется, когда вы что-то делаете руками, – и в чем тут открытие?
Однако некоторое количество интересных, фундаментальных открытий все же было сделано. Выяснилось, что орбитально-фронтальная кора, это часть мозга, которая находится в лобно-надглазничной области, фиксирует восприятие пользы, которая ассоциируется у нас с тем или иным предметом. Доказано, что вентромедиальная часть префронтальной коры головного мозга, прилежащее ядро, полосатое тело – это те структуры, которые активируются, когда вы собираетесь что-то потребить или уже потребили. В коре головного мозга за пару секунд до того, как вы съедите конфетку, и сразу после этого мы можем наблюдать различные реакции. Записав реакции мозга, мы увидим, что активность меняется в зависимости от того, насколько ценными вам кажутся вино или конфетка.
Как работает механизм выбора?
В головном мозге есть зоны, которые активизируются, когда вы попадаете в потенциально опасную ситуацию. Ну, опасность может быть и не смертельной – например, всего лишь опасность переплатить. Предcтавим, что вы летите через Атлантику, на борту самолета маленькие дети, поэтому очень неплохо иметь наушники, чтобы не слышать шум. Допустим, хорошие наушники стоят $200. Можно сделать небольшой эксперимент: предлагать такие наушники дороже и смотреть, кто согласится, а кто нет. У людей есть нейроны, которым важна польза от приобретения наушников, и нейроны, которые активизируются для того, чтобы не дать вам принять опасное решение. Их диалог сопровождается шумом, суетой, разными погрешностями. Из-за погрешностей иногда происходят ошибки. Эти ошибки – как раз та проблема, которая существует в экономических теориях: то есть экономисты прекрасно знают, как все должно быть в теории, но редко объясняют, почему на практике происходит иначе. А наши исследования помогли бы им это объяснить.
Как мы объясняем это в лаборатории? В вентральномедиальной части префронтальной коры головного мозга происходит следующее: вы оцениваете различные атрибуты потенциального выбора и сравниваете их друг с другом. На основании этого принимается решение: «Хочу – не хочу. Принимаю – отклоняю». Это биологический механизм, который стоит за экономическим выбором, и благодаря ему, зная о том, как он работает, мы можем предвидеть поведение людей.
Что нового говорит нейронаука?
Почему люди, принимая решения, часто ведут себя странно?
Кому и зачем нужен Facebook?
Полную версию лекции можно посмотреть на сайте пресс-центра РИА «Новости» или на этом видео.