Фото: REUTERS/Stringer

74 трупа, тысячи раненых, 2 военных самолета и ноль полицейских на стадионе: так проходил вчера самый заурядный футбольный матч в Порт-Саиде между двумя египетскими футбольными командами, столичным клубом «Аль-Ахли» и местным «Аль-Масри».

Египет уже знавал кровопролитные футбольные войны в своем недавнем прошлом, но «ужас в Порт-Саиде» перешел все мыслимые и немыслимые пределы. Проблемы начались во второй половине матча, когда фанаты «Аль-Ахли», одной из сильнейших команд Египта, подняли оскорбительные для своих соперников баннеры. Очевидцы рассказывают, что вскоре между болельщиками началась словесная перепалка, а после удачного третьего гола, забитого игроком местного «Аль-Масри», его фанаты хлынули на поле, чтобы отменить победу (3:1 в пользу Порт-Саида) достойной дракой. 

В дело пошли камни, палки и холодное оружие, которое запасливые болельщики обеих команд в больших количествах принесли на стадион. Игроков и тренера «Аль-Ахли» с трудом удалось спасти, а у выхода со стадиона началась давка из испуганных зрителей. Ни одной машины «скорой помощи» у стадиона не оказалось, да и полицейских, которые должны были обеспечивать безопасность болельщиков, не было. 

Тем временем осатаневшие хозяева добивали приезжих в раздевалках и на трибунах. Поскольку матч транслировался в прямом эфире, о трагедии немедленно узнала вся страна. Бойню комментировали ведущие журналисты Египта, которые не могли поверить своим глазам. И, конечно, тут же вспомнили про революцию, куда теперь без нее: «Египтяне убивают египтян год спустя после революции. Неужели мы этого добивались?». 

Военные самолеты, направленные фельдмаршалом Хуссейном Тантауи в Порт-Саид, еще не успели вернуться в Каир с ранеными на борту, когда в СМИ уже в полную силу зазвучал революционный мотив. «Не называйте их погибшими болельщиками, лучше скажите «шахиды революции», – попросил у своих зрителей один из телеведущих. 

Казалось бы, причем тут «шахиды революции»? Египетские футбольные болельщики хорошо известны всему миру своим буйством и бесчинствами. Дерби между двумя ведущими клубами страны «Аль-Ахли» и «Замалек» из года в год заканчиваются массовым насилием, а розыгрыш кубка мира в 2009 году превратился в настоящую войну между Алжиром и Египтом. 

Насилие на футбольном поле возобновилось в марте прошлого года, вскоре после свержения Хосни Мубарака. Тогда неуправляемые фанаты, которые увлеченно дубасили друг друга на каирском стадионе, обвинили в произошедшем «остатки режима Мубарака». Сын Мубарака, Алаа, был игроком и футбольным фанатом, и имел близкие отношения с директорами популярных клубов. «Таким образом бывший режим пытается доказать всему миру, что египтян необходимо держать в узде. В гущу болельщиков затесались хулиганы, оплачиваемые бывшим режимом, и именно они руководили организованным насилием», – заявили фанаты «Замалек» на своей Фейсбук-страничке (свыше миллиона лайков).

В ответ египетские власти пригрозили запретить футбольные матчи вообще и наложили большой штраф на «Замалек». Прошел почти год, египтяне избрали новый парламент, и теперь с нетерпением дожидаются момента, когда египетские военные передадут власть гражданским властям. Но с точки зрения футбольных фанатов ничего не изменилось. 

«Врагу нужно набить морду» гласил один из баннеров в ходе вчерашнего матча, и, судя по всему, оголтелые болельщики намерены и дальше воплощать этот лозунг в жизнь. Во всяком случае, начиная со вчерашнего вечера, никто из лидеров фанатов «Аль-Масри» или «Аль-Ахли» покаяния не выразил. Зато в избытке звучали обвинения в адрес Высшего военного совета. Недосмотрели, не удержали, не спасли и таким образом способствовали убийству на футбольном поле.
Фото: REUTERS/Egypt Tv via Reuters Tv

Что можно сказать о такой поразительной логике? Конечно, когда речь идет об оголтелых болельщиках, кем бы они не были, необходимо предпринимать все возможные меры безопасности и предосторожности. Нужно досматривать зрителей, охранять входы и так далее. Нужно штрафовать клубы и добиваться, чтобы они как-то сдерживали своих болельщиков. Можно, в конце концов, позаимствовать опыт у британских или шведских коллег, где в недавнем прошлом тоже лилась кровь. 

Но нельзя всегда обвинять во всех своих национальных бедах – насилии, бедности, невежестве (список можно продолжать до бесконечности) – кого-то еще, не замечая за собой никакого изьяна. В прошлый раз во всем виноват был Хосни Мубарак, сегодня в виноватых значится фельдмаршал Тантауи, завтра фанаты начнут обвинять ими же избранный парламент, президента, Аллаха и его пророка Мухаммада, Израиль или Пушкина. 

Точно также после резни христиан в ноябре у здания телевидения одни обвиняли военных в недосмотре, а другие кричали про «бальтагию», гопоту на службе прошлого режима. Эта же гопота, по мнению многих, виновата и в многочисленных актах насилия против женщин на площади Тахрир, и в беспределе на футбольных матчах. Во всем остальном, понятно, виноват Израиль и сионистское лобби в США. 

Но что такое эта гопота? Неужели отряды марсиан, которые высаживаются на Тахрире или на стадионе, насилуют женщин, убивают болельщиков и возвращаются на базу? Возможно, решение кроется совсем не в том, кто именно находится сегодня у власти в Египте? А в том, что не нужно приходить на футбольный матч с мачете в кармане? Или в том, что не обязательно проламывать голову тренеру проигравшей команды кирпичем, потому что это не соответствует нормам человеческого поведения? 

Пока египтяне не начнут чувствовать свою ответственность за то, что происходит на площади в Каире или на стадионе в Порт-Саиде, насилие будет продолжаться, вне зависимости от того, кто находится у власти. Пока нация будет искать крайнего, не обращая внимания на настоящие причины подобных инцидентов, решение проблемы вряд ли будет найдено. Но произойдет это явно не скоро, потому что сейчас египтяне заняты на акциях протеста в Порт-Саиде и Каире, требуя сместить Высший военный совет, за то что тот не смог спасти их от самих себя.