22 декабря Политехнический музей провел встречу с профессором Высшей школы экономики Иосифом Дзялошинским, прочитавшим большую лекцию на тему «Интернет, постмодернизм. Сетевой человек. Что с нашей личностью и нашими ценностями?». Главный вопрос – насколько естественным для общества является состояние, описываемое как постмодернисткое, болезнь это или просто очередная стадия, через которую проходит человечество? Slon публикует материалы лекции с небольшими сокращениями.
Я страшно удивлен тем, что в зале очень много людей: думал – придут трое сумасшедших, мы с ними пообщаемся, обругаем интернет по полной программе и разойдемся. А тут такие здравые, интеллектуальные лица, и я с некоторым трепетом думаю, а что же я вам буду говорить? Центральная моя идея – человечество в целом совершает сейчас великий переход из мира рабства в мир свободы. Он тянется уже две тысячи лет как минимум, и на этом пути мы создаем новые виды интеллектуальной и общественной жизни, как, например, постмодернизм. И это не козни злодеев-американцев, стремящихся поработить Россию, как предполагают некоторые наши деятели, а естественная, самая удобная для свободного человека форма существования. То же касается интернета – естественного для свободного человека способа коммуникации. Сегодня сотни тысяч публикаций в научной, псевдонаучной и популярной среде посвящены тому, чтобы выявить развращающее влияние постмодернизма и интернета на высокие духовные ценности, патриотизм и все то, что объявляется нашей, российской привилегией.
Есть концепция, согласно которой человек как вид не меняется, трансформируются только формы действия и взаимодействия, по сути происходит всего лишь смена костюма. Но эти перемены одежд выстраиваются в определенную логику, ее описание предложил Карл Маркс, старшее поколение помнит его пять формаций – рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, социалистическую и коммунистическую. От грубых, животных форм регуляции отношений к великим, красивым и чистым – коммунистическим. Тот, кто читал «Манифест коммунистической партии», навсегда останется человеком, его читавшим, этого не смыть – это вековая мечта человечества, пустая, как и все мечты, но как сказано! Потом возник ряд других моделей. Модель Поппера – Сороса, в которой развитие проходит три фазы. Первая – закрытое общество, родовое, традиционное, где человек ничто, общество, находящееся в ситуации сожженной крепости, боящееся внешнего. Противоположное явление –общество открытое, ничего не страшащееся, не имеющее границ, готовое изменяться и ошибаться. И между ними – переходное, гражданское общество. Дэниел Белл, автор концепции постиндустриального общества, тоже выделял три фазы. Первая – аграрная, вторая – индустриальная, третья – постиндустриальное общество, в котором люди в занимаются производством не машин, но и информации. Тоффлер также говорил о трех волнах: аграрной, индустриальной и постиндустриальной. Последняя ступень – это общество, где люди чувствуют себя свободными, живут по законам, которые они сами для себя сформулировали и приняли.
Скажу о традиционном обществе для того, чтобы мы с вами прикинули ответ на вопрос – кто мы и где. Это зависимость социальной жизни от религиозных и мифологических представлений, цикличность в противовес поступательному движению, попытка крутиться, как заезженная пластинка, в одном и том же мире так называемых традиционных ценностей, коллективистский характер общества, отсутствие понятия личности, ориентация на метафизические ценности, а не инструментальные, авторитарный характер власти, отсутствие способности производить ради будущего, ориентированность на сегодняшний день и так далее. Человек – часть, даже частичка, мелочь пузатая в большом и важном целом – его можно называть родиной или как-то иначе. Что такое современное общество, по тому же Тоффлеру? Это преобладание инноваций над традицией, светский характер социальной жизни, риск ради развития, в центре внимания личность, а не целое или интересы целого, ориентированность на жизнь и ее ценность, либеральный характер власти, способность производить ради будущего, преобладание людей с активным, а не пассивно-созерцательным началом. Вот два края шкалы, и между ними вариации, остановки в разных точках. Самое забавное, что остановиться можно в любой момент и надолго – на тысячу лет, на две тысячи лет, на пять тысяч, как когда-то Китай. Но потом возникает вопрос: можно ли сорваться с места и нагнать, прыгнуть из одной фазы в другую? Монголия пыталась это сделать, я помню. Мы тогда внимательно изучали ее опыт, из феодального общества – сразу в коммунистическое. Но все мы знаем, где сейчас Монголия.
Модернизационное общество – мечта нашего бывшего президента Медведева, а модернизация предполагает, что мы берем элементы западного, капиталистического общества, технологические в основном, «Сколково» строим, но сохраняем наши базовые ценности. Опыт показывает, что такое не очень получается. Даже в Японии.
В современном обществе человек – личность, индивид, свободный, неизменяемый, самодостаточный. Сегодня с большой иронией и даже осуждением говорят, нет свободы, мол. А я сорок лет повторяю: есть свобода и свободный человек есть, если он этого хочет.
Постмодерн – естественно или болезненно?
Постмодерн же наступил, когда оказалось, что быть героем, во-первых, трудно, во-вторых, ответственно, в-третьих, никаких лавров не приносит, потому что те, ради кого ты отдавал жизнь, пожимают плечами и говорят: «Ну ты и дурак, Вася!» |
Постмодернизм – это эпоха усталости от бури и натиска модерна, когда общество вдруг начинает понимать, что быть героем больно, неудобно, куда проще – жить простым человеком, получать зарплату. Оказалось, что прогресса, развития, о котором мечтал Маркс, нет, мы крутимся на одном месте – и ради чего класть свою жизнь на алтарь? Зачем? Не важно, в каком государстве живешь, социалистическом, капиталистическом, каком угодно, все они одним миром мазаны, любое государство зло, но и без него тоже никак. Это попытка уйти от ответа на вопрос о существовании эффективных моделей организации коллективной жизни, уход в приватность, частную жизнь. С точки зрения модернизма все это было мелочью, и теперь она вдруг обретает смысл. Ничтожное оказалось значимым. И самое главное: модернизм предполагал, что есть перспективные, прогрессивные модели жизни, а есть отсталые, неправильные, устаревшие; есть продвинутые культуры, а есть те, что нужно развивать, отсюда колониализм – давайте поможем всем стать цивилизованными. А постмодернизм говорит – ничего подобного, нет продвинутых и нет отсталых, каждый имеет право быть таким, какой он есть, возникает модель гомогенного культурного поля и проблема контакта культур, мультикультурализм. Я до сих пор убежден в его необходимости.
Меняется система ценностей. Крепнет идея плюрализма, каждый прав по-своему, нет правых и нет виноватых, человек имеет право выбирать национальность, пол, родину. В модернистской картине мира это нечто ужасное. В постмодернистской – совершенно нормально. Это мое дело, кем и каким я буду.
Главный вопрос – следует ли рассматривать это состояние общества как следствие естественной логики развития родового человека? Или это искривление, болезнь, которую надо лечить вместе с теми, кто ею болеет, через, скажем, концлагеря или как-то по-другому? Моя мысль в том, что это нормальная фаза. |
Сегодня мы можем сказать, что дело не в тлетворном влиянии Запада, не в том, что разрушает человека и что он теряет. Человечество в целом проходит определенные стадии – кто-то медленнее, кто-то быстрее, кто-то, обратите внимание, в страхе останавливается на пороге и стоит, понимая, что, если он войдет в это новое пространство, жить там он не сможет, ему будет плохо, он неконкурентоспособен, у него низкая производительность труда, он мало знает. Тогда он говорит: нет, я не пойду, а буду добиваться, чтобы они оттуда вернулись ко мне, сюда. Вам это ничего не напоминает?
Процитирую Фрэнка Вебстера. «Постмодернизм – это одновременно интеллектуальное движение и наша повседневность: то, с чем мы сталкиваемся, когда смотрим телевизор, выбираем, в чем выйти на улицу, или слушаем музыку. То, что объединяет эти совершенно разные проявления, – наше отрицание сформировавшегося в Новое время отношения к этим актам поведения». Вот я, когда шел сюда, к вам, надел совершенно приличную одежду, что-то вроде костюма. Чехов, когда отправлялся на встречу с Толстым, зашел в лавку и перемерил двенадцать пар брюк – ему было очень важно, в чем он идет. А Лев Николаевич встретил его в замызганных навозом шароварах и грязных сапогах. Чехов повернулся и ушел, и больше эти два титана литературы никогда не встречались. В мою эпоху одежда была знаком того, как человек относится к другим, сигналом, а в эпоху постмодерна – никаких сигналов. Одеваюсь как хочу. Я тебе не нравлюсь? Не смотри. Для людей моего поколения это катастрофа.
Возрастает значимость сегодняшней, а не будущей жизни, отказ от доктрины светлого будущего. Люди хотят сегодня жить хорошо, а не ждать, что после затягивания поясов на три года все снова наладится. Это первое. Второе – идея справедливости теряет значимость как движущая сила. Братство, справедливость, родовые отношения – все по боку. Есть я. Третье – отсутствие национальных идей, ориентиров, знамен, за которыми массово идут все. Есть разные группы с собственными интересами и взглядами. Мы считали, в России – примерно 190 таких групп, иногда они выскакивают на поверхность, иногда сидят тихо, поют свои песни, празднуют праздники и не высовываются. Но идея сплоченной нации кончилась. Четвертое – возросла потребность в культурном самовыражении. Огромное количество людей, не имеющих иных возможностей, сейчас пытаются реализоваться через коммуникацию в интернете. Я есть, вон он я, мои тексты, мои реплики. Нет других возможностей, поэтому люди уходят в сеть.
Постмодерн и интернет
Интернет – одна из главных систем, наряду с более старыми медиа, склеивающих это общество. В эпоху модерна такой могла служить работа – люди идут на завод, потом с завода, это их объединяет. А сейчас – медиа, интернет. Вот даже такие встречи, как наша, тоже отомрут, их место займут вебинары.
Нет господствующей идеологии, господствующей религии. Это рассматривается как несчастье, а я полагаю, что это естественное явление, такая сыпь у общественного организма, который переходит из одной фазы в другую. Мой вывод по постмодернизму, я готов его бросить, как кость, на растерзание, таков: это крупный культурный сдвиг, о результатах которого мы пока не можем судить, так как еще не все прошли его. Это похоже на то, что было 50–60 тысяч лет назад при переходе от племенных форм к каким-то иным, на то, что делал Моисей, таская евреев по пустыне.
Количество критических текстов об интернете, пожалуй, превышает количество таких же текстов по постмодернизму. Это явление в культурной среде воспринимается как помойка, ресурс, развращающий молодых людей. Тут, конечно, есть почва для размышлений. На сегодня примерно 32 млн россиян регулярно торчат в сети. Вот лично я там не сижу, для меня это принципиально, мне нужно видеть собеседника. И я не чувствую себя ущербным. А эти 32 млн человек не могут отказаться от сети, потому что она дает им иллюзию включенности, значимости, это с моей точки зрения, а с их точки зрения – реальное участие в важных процессах. 3% ищут информацию, 8% обмениваются почтовыми сообщениями, 28% смотрят видео, 7% ищут новости. Каждый четвертый житель планеты пользуется интернетом. А что еще делать?
И еще один пункт – новые медиа. В книге «Современное медиапространство России», которая выходит в январе, я более подробно расписываю, что такое традиционные медиа, что такое новые, какую роль они играют в становлении нового человека. Вместо модели внимательного чтения, привычной для предыдущих поколений, когда ты читаешь газетный текст и в конце должен помнить, что было в начале, вытащить главную мысль и суметь пересказать другому, новые медиа дают читателю текст объемом с экран, пятнадцать фраз максимум. Это мир клипов, мир картинок, где смысл остался где-то за бортом, они легко воспринимаются, их не надо анализировать, и ты постоянно чувствуешь себя при деле, при информации – не при смысле, а при информации. По Бодрийяру, информации становится все больше, а смысла все меньше.
Сегодня человек пытается уйти от межличностных, малых контактов и включиться в общечеловеческую систему отношений. Мне мало, чтобы меня признавали в семье, классе, хочу, чтобы весь мир знал, что я есть, мне важно быть на связи со всем миром. И это страшно интересно! |
Эти явления, вызывающие улыбку, злость или насмешку, то, над чем надо размышлять. Повышается значимость того, кто рядом с тобой, повышается планка, все это нужно для того, чтобы громче заявить о себе. Васю, который пишет в труднодоступных местах, высоко в горах, «здесь был Вася», гложет непризнанность, но теперь ему не надо забираться на Эльбрус, есть же интернет, можно заявить о себе там.
Видеоигры. Нас заставляли сдавать нормы ГТО, заниматься спортом. Не получится сейчас восстановить эти нормы, потому что это реальный спорт – нужно бежать, обгонять, и все равно есть шанс, что обгонят тебя. Поэтому спорт сегодня стал вотчиной профессионалов. А я лучше поиграю в видеоигру, сам с собой я всегда выиграю, даже если проиграю – нет проблем! В метро я вижу, как тети, дяди, девочки и мальчики непрерывно играют во что-то и сами себя побеждают, им хорошо.
Но это не интернет виноват в происходящем, это мы стали другими. Постепенное движение от несвободы к свободе потребовало этого, человечество, не ЦРУ, придумало для себя такую форму свободы – может быть, иллюзорной. Но, возможно, и настоящей! |
Почувствовав вкус свободы в интернете, человек непременно потребует ее в реальной жизни. Современные революции – опять же не происки ЦРУ. Это результат того, что люди оглянулись вокруг и сказали: нам не нравится мир, его надо переделать. Поэтому интернет так не любят властители всех стран.
Физиологически человек – так себе, две руки, две ноги и больной желудок, но социально он безграничное существо. А ему говорят: сиди и не рыпайся, делай вот это, а мы будем тебе зарплату платить. Да идите вы со своей зарплатой, говорит человек, и ищет возможности. |
Хочет мужчина быть женщиной – прилепил фотографию, и операцию не надо делать. Какие из этого криминальные следствия – другой вопрос.
Какие проблемы породили интернет и постмодернизм в тандеме? Первая – повышение значимости коммуникативной активности в сравнении с другими ее разновидностями. Человека или организацию ценят не по тому, что они умеют, а по тому, как они представлены. Вторая – усиление зависимости обществао от коммуникационного процесса. На день отключить интернет везде – катастрофа, мир остановится. Мы зависим от него, но не чувствуем этого, пока он работает. Третья проблема – мы не можем отличать симулякры от действительности, живем в мире иллюзий и фантомов, и они создаются целенаправленно. Те, кто может контролировать эти ресурсы, управляют нашими представлениями о мире. Четвертая проблема – инфляционные процессы в сфере коммуникаций. Чрезмерное количество текстов, повторов мыслей приводит к потере смысла, мы перестаем доверять даже значимым людям, идеи быстро успевают навязнуть в зубах, а нам постоянно хочется нового. За жизнь человек может прочитать пять тысяч книг, а у нас 32% населения вообще не читают, только телевизор смотрят, тогда как в России ежегодно выходят 120 тысяч новых наименований. Вопрос: какие из них читать? И пятая проблема – расширение возможностей технического контроля за каждым из нас.
Современный человек как продукт медиа
Именно web 2.0 представляет собой воплощение постмодернизма. Неслучайно концептуальная схема постмодернизма и интернет возникли примерно одновременно. Интернет – это практическая реализация философии. |
Современный человек не является суверенным субъектом, который строил себя сам. В прошлом человека формировали четыре системы: семья, двор, школа, медиа. Сегодня все наоборот. Ребенок смотрит мультики, тыкает кнопки в компьютере, и, по подсчетам американских социологов, в среднем подросток общается с медиа в 16 раз больше, чем с живыми родителями. Телевизор, компьютер, плеер – ресурсы становления личности.
Каждый создает себе медиакапсулу и чувствует себя в ней комфортно. Выход за ее пределы – это болезненно, трудно. Интересно, что ощущает гусеница в момент, когда лопается панцирь и она вылетает оттуда бабочкой? Мы с вами то ли окукливаемся, как она, то ли скоро вылупимся из панциря и полетим дальше. |
Ценностные стратегии постмодерна
Человечество выработало три ценностных вектора: традиционно-родовой, где человек – часть целого, модернистский и постмодернистский. До сегодняшнего дня все эти модели предполагали, что без человека не может быть морали. Человек морален внутренне. Вот существует бинаризм – добро и зло, красота и уродство, мудрость и глупость, и наше сознание бинарно, мы пытаемся поведенчески выбрать светлую сторону. Человечество придумало много этических принципов: этику любви, долга, даже этику зла. Но двадцатый век уничтожил этику внутренне кристаллического человека – целостного. Постмодернизм сказал – нет, таких людей нет и не должно быть, человек множественен, каждый из нас – мешок с мыслями, а не кристалл. У нас внутри много разного. Современный человек рассыпался. Вот, например, я сейчас – лектор, в семье у меня другая роль, с друзьями третья, а стержневой, центральной – нет. Мы не знаем, где наш стержень, что с точки зрения модернизма ужасно, с точки зрения постмодернизма – нормально.
Человек становится не управляющим своей сущностью, а пучком разнородных явлений, которые управляют им. Вот он проснулся, встал с левой ноги, и он не запрещает себе идти туда, куда его влечет. А завтра не будет запрещать себе что-то другое. Не внешняя среда порабощает его, нет, он внутренне неуправляем, он просто следует импульсу, в каждый момент не знает, кем будет в следующий.
Когда у тебя есть стержневая роль, ты себя оцениваешь, ты знаешь, чего стоишь. Когда же у тебя много маленьких ролей, возникает проблема самооценки: кто я, как мне доказать окружающим, что я что-то значу, что-то могу? |
Отсюда большое количество криминальных действий в стремлении обозначить свое присутствие, значимость, силу, и, с моей точки зрения, этот процесс будет нарастать. Человек постоянно чувствует дискомфорт – потому что его окружают такие же, как он. Отсюда – подавленность и гигантская склонность к рисковому поведению. Спрыгнуть на одной лыже с Эвереста, нырнуть в пещеру, куда еще никто не нырял – люди проверяют собственную значимость на псевдозначимых факторах. Человек не знает, кто он и зачем он, он лишен внутреннего смысла, всего смыслы вынесены за пределы внутреннего мира, они в контактах, и если обрезаются контакты, человек приходит в ужас, оказываясь в пустоте.
Культурное пространство конструирует себя как эпоха программно плюралистичная. Я насчитал двадцать типов этики, а сейчас говорю – вы можете выбирать любую. И это правильно в движении человечества от рабства к свободе. Другое дело, что тому, кто остался в модерне, это страшно.
А что делают в этой ситуации люди?
- Первая стратегия – актуализация дефективности как способ индивидуализации. Чтобы состояться как личность, нужно найти какой-то дефект: одеться не так, как одевается нормальный, извините за это слово, человек, делать не то, что принято делать, приковать себя за мошонку к Красной площади, делать то, что неправильно, некрасиво, и тогда тебя заметят. Скажу вам честно, многие из вас на вид так себе, слишком правильные, в толпе не заметишь! Чем уникальнее дефект, тем вы будете значимее в этом мире.
- Вторая – стратегия тотального развоплощения. Послать режиссера куда подальше, перестать быть чем-то одним, жить в спектакле, который ты сам сочиняешь. Это идея ухода от контроля, от роли, предложенной нам властью, семьей и так далее.
- Третья стратегия – формирование нового списка моральных стандартов. Человек не может совсем все себе разрешить, все равно возникает потребность в личном стандарте поведения. Я обнаружил такое – мораль переживания – впечатления, эмоциональный опыт в противовес знанию. Эти люди ходят по паркам, гладят кошек и собак, ходят на спектакли. Или, наоборот, практичность: надо просто жить. Не вреди, не гонись за недостижимым, делай то, что доставляет удовольствие; позитивность как нравственная норма. Не надо переживать по пустякам. По возможности добиваться согласия между людьми, поддерживай простые формы человеческих связей.
- Четвертая стратегия, которая мне ужасно не нравится, это транссентиментализм, или возврат к вечным ценностям. Страх перед развращающим набором свободного человека приводит к тому, что люди крестятся и двигаются назад в неодуховность, неоакадемизм и прочее. Возвращается культ физического здоровья. Я ахнул, когда узнал об идее восстановить нормы ГТО, кранты потому что постмодернизму. Даже не буду напоминать, где он был, культ здорового тела.
- Ну и пятая стратегия, самая смешная. Перекладывание этических проблем, идеи ответственности на плечи внешних сил – государства и бизнеса.