Как широко нужно шагать, чтобы далеко уйти? Вопрос совсем не праздный. Вернувшись из Белого дома в Кремль, Владимир Путин поставил задачу так улучшить российский инвестиционный климат, чтобы к 2018 году занять 20 место в рейтинге Doing business, а не 120, как сейчас. Но глядя на осторожные шаги, возникает ощущение, что власть идет к вершинам рейтинга в очень ветхих брюках и боится порвать их резким движением.
Правительство в четверг одобрило поправки в законодательство об иностранных инвестициях, упрощающие согласование сделок. «Конечно, это рабочие моменты, но из таких рабочих моментов и складывается инвестиционный климат», – пояснил премьер Дмитрий Медведев. Вопрос лишь в том, сколько времени понадобится, чтобы сложить благоприятный климат из таких крошечных кирпичиков.
Во-первых, отменяется повторное рассмотрение правкомиссией по иностранным инвестициям решений о предварительном согласовании сделок в случае выполнения предъявителем уже принятых им обязательств. Во-вторых, разрешается продление срока действия решения о предварительном согласовании сделки. И в-третьих, если сделка не требует предварительного рассмотрения или подана в отношении общества, которое не является стратегическим, то решение принимает ФАС, а не правкомиссия.
«Эти поправки чуть-чуть упрощают бюрократическую процедуру принятия решений. Это одна тысячная от всех проблем, с которыми сталкивается бизнес. И говорить, что это улучшает инвестиционный климат, просто смешно», – говорит завкафедрой фондового рынка и рынка инвестиций ВШЭ Николай Берзон. По мнению профессора РЭШ Натальи Волчковой, «было бы гораздо эффективнее сократить минимум на половину список стратегических отраслей для иностранных инвесторов. Сейчас в этом списке много всего, что ни при каком рассмотрении не является стратегической отраслью».
Но более масштабные шаги у власти почему-то не выходят. Или получаются так, что и 120 место начинает казаться неплохим результатом. Власть и бизнес вместе писали «дорожную карту» по строительству, но ничего у них не вышло. «Если мы по букве дорожной карты будем принимать законы, будет больше вреда, чем пользы – абсолютная моя уверенность», – заявил владелец корпорации «Баркли» Леонид Казинец на встрече премьера с главами «Предпринимательской инициативы». Кстати, по такому параметру, как получение разрешений на строительство у России в рейтинге Doing business 178 место. Чтобы подняться вверх, к 2018 году срок выдачи разрешений на строительство должен сократиться с 423 дней до 56 суток. «Цифры такие, что аж дух захватывает. Если мы приблизимся к этим цифрам, то я буду считать, что деятельность правительства, как минимум, в этом направлении, является абсолютно удачной», – сказал Медведев. Но выяснилось, что его энтузиазм несколько преждевременный. По словам Казинца, за время согласования из карты исчезло 60% предпринимательских инициатив. «Если национальный производитель говорит: «Нам это не надо», то зачем министерство это делает? Более того, мы провели за 2010 год анализ вышедших документов, более 100 из них (86%) вредят национальному производителю, при этом прикрываются замечательными формулировками», – добавил он. Премьер вернул карту на доработку с тем, чтобы там появилось не 40%, а хотя бы 80% полезных для бизнеса инициатив. О 100-процентной эффективности речь вообще не идет.
Изобретать велосипед не обязательно, ведь в истории рейтинга есть страна, совершившая переворот. Но проблема в том, что для российских властей ее как бы не существует, так что перенимать опыт вроде и не у кого. За пять лет Грузия поднялась в рейтинге ровно на 100 позиций, со 112 места в 2005 году, до 12 в 2010. Сейчас Тбилиси немного сдал позиции, заняв в рейтинге 2012 года 16 место. Но все равно это самый высокий результат на постсоветском пространстве. Грузинский триумф был обеспечен за счет радикальных реформ (хотя многие из них вовсе не требуют титанических усилий на уровне всей федеральной власти). Но для российских бюрократов этот путь может оказаться слишком сложным. По «Акту экономической свободы» госрасходы в Грузии ограничены 30% ВВП. Запрещено создание новых регулирующих органов и увеличение общего числа лицензий. Введение новых налогов возможно только путем всенародного референдума. Пожарная охрана, санэпидемстанция и службы техосмотра отменены. Чтобы открыть новый бизнес, в Грузии надо пройти две процедуры в течение двух дней. В России таких процедур 9, а их прохождение отнимает месяц. Практически также (9 процедур и 25 дней) дела обстояли в Грузии образца 2005 года.
«Как правило, все самые большие проблемы изначально формулируются как меры по поддержке тех или иных отраслей бизнеса или социальной сферы, а вырождаются в прямую противоположность, ну или извращаются уже в ходе реализации», – признался Медведев на встрече с предпринимателями. Удивительная откровенность.