© Григорий Сысоев / РИА Новости

Свою первую машину я купил в 1997-м. Это была десятилетняя реэкспортная восьмерка. Короткое крыло, низкая «торпеда» – люди знающие поймут! Правда, как потом выяснилось, с перебитыми номерами двигателя. Но это было уже много после. А в тот радостный для меня день вместе с машиной, инструментами, буксировочным тросом и знаком аварийной остановки я обзавелся 20-литровой алюминиевой канистрой. Потому что без этого, как тогда представлялось, было никак нельзя.

Бензин имел свойство периодически пропадать на заправках. Без хорошего запаса нечего было и думать съездить куда-нибудь подальше – заправки просто кончались. Потому что в местах «где подальше» бензином торговали ушлые ребята, толкавшие топливо прямо с цистерн-автозаправщиков, припаркованных у обочины. И покупать у них бензин было все равно что играть в русскую рулетку. Так что канистра была, говоря по-ленински, вещь архиважная. И она не раз выручила.

В том же 97-м, когда мы рассекали по побережью Кавказа от Джубгы до Сочи, на местных заправках бензин просто пропал. Мы долго его искали. А когда нашли, то залились по полной. И в бак, и в ту самую канистру. Этого хватило, чтобы безбедно пережить пик дефицита. Впрочем, чем дальше, тем с бензинчиком дела обстояли лучше. Вопрос, где его достать, сменил другой, скорее умозрительный, чем практический: на чьих заправках не стоит заправляться?

Зеленое и черное

Когда посадили Михаила Ходорковского и раздербанили ЮКОС, я было решил не заправляться на АЗС «Роснефти». Тех, что раньше были ЮКОСом и еще были какое-то время раскрашены в желто-зеленые цвета компании Ходорковского, но уже принадлежали госкомпании под патронажем друзей Владимира Владимировича.

Не скажу, что это было очень тяжелое решение. Незадолго до того я залился на юкосовской заправке в подмосковных Бронницах, и движок моей Nexia перестал тянуть, начал подозрительно чихать. Помню и еще одну похожую историю. Тоже с заправкой ЮКОСа, только не помню, где точно. Так что на юкосовские заправки я и так без крайней нужды не заезжал. А теперь решил завести такое правило. Уж при новой власти лучше не станет, подумал я.

Однако уже летом 2004 года от политического решения пришлось отказаться. На югах, то есть на побережье от Азова до Сочи, куда мы, так уж сложилось исторически, ездим каждый год, не заправляться на «Роснефти» просто невозможно. Там слишком мало других приличных заправок. Пришлось смириться с черно-желтым символом госкапитализма.

Вернувшись в Москву, как-то незаметно продолжил. И к моему удивлению, выходило вроде бы и ничего. Что самое удивительное, АЗС «Роснефти» быстро становились заметно лучше, чем они были при ЮКОСе. Их не только перекрасили, но еще при многих открыли магазины, и что характерно – бесплатные туалеты для покупателей.

Главное же, паленый бензин на заправках «Роснефти» не заливали – ЮКОС таким похвастаться не мог. Был, правда, неприятный случай на въезде в Ростов-на-Дону, когда у меня на прокатной машине после заправки заглох двигатель и не заводился, пока я не слил весь бензин и не залил новый. Однако потом, уже на обратном пути, я еще раз внимательно посмотрел на эту колонку и выяснил, что она хоть и была выкрашена в черно-желтые цвета, но называлась «Ростнефть». Что тоже о чем-то говорит.

«Газпромнефть» и наследство Лужкова

Но вообще я предпочитал заправляться на «Лукойле». С одной стороны, красно-белых заправок попросту больше. По крайней мере в тех местах, где приходится ездить. А с другой – меня в целом все устраивало. Заправка и заправка. В меру чисто. Бензин не бодяжат. Без особого хамства. И даже призывы к бойкоту лукойловских колонок после аварии на Ленинском проспекте меня оставили равнодушным. Но вот что очень сильно напрягло, так это то, что в «Лукойле», как я вдруг понял, меня постоянно обсчитывают.

В очередной раз отправившись на юга (это было в 2011 году), я обнаружил: каждый раз, когда я прошу залить в бак бензина на 1000 рублей, мне реально заливают топлива на 999 рублей с копейкам. А сдачу – пять, семь, пятнадцать копеек просто не дают. А часто даже и не пробивают в чеке. Заботливо собрав все чеки, я не поленился и подсчитал средний процент недолива. Получилось 0,013% (или, замечу в скобках, около $70 млн, если посчитать, исходя из годовой выручки «Лукойла» от розничных продаж нефтепродуктов в России). Не то чтобы мне было жалко копеек. Тем более что дело, скорее всего, не в жажде наживы кассира или самой компании, а в неточности счетчиков топлива на колонках. Но осадок, как в том анекдоте, остался.

С тех пор я внимательно изучаю чеки, которые мне пробивают на заправках. Копеек сдачи не требую, но те места, где не умеют наливать ровно на 1000 рублей, стараюсь избегать. У меня даже есть соответствующий рейтинг. Его возглавляет Agip на выезде с Ленинградского шоссе рядом с McDonalds. А замыкали до недавнего времени заправки Московской топливной компании. Там всегда наливали неточно – копеек на десять – пятнадцать. И всегда «ошибались» в свою пользу. Но это было раньше.

Раньше, если кто не знает, МТК владели московские власти – Юрий Лужков считал, что у города должна быть своя нефтяная компания. Фактически же городским нефтяным бизнесом, в том числе продажей нефтепродуктов, рулил предприниматель Шалва Чигиринский и его люди. И уже если совсем копать вглубь, то в партнерах у Чигиринского была Елена Батурина. Такая вот запутанная схема. Теперь она заметно упростилась – замызганное наследство Лужкова перешло под контроль «Газпромнефти». И новые хозяева денег на модернизацию сбытовой сети не жалеют. Теперь на АЗС МТК стало заезжать куда приятнее. Там, правда, по-прежнему не могут стабильно наливать бензин ровно на 1000 рублей. Но теперь ошибки в несколько копеек случаются у них как в одну (т.е. свою), так и в другую (т.е. покупателя) сторону.

Очень большая «Роснефть»

И что же, разве не вытекает из новейшей истории развития розничного бизнеса «Роснефти» и «Газпромнефти», если на нее смотреть глазами обычного потребителя, крамольное заключение о том, что государственные компании могут работать не хуже частных? Пару недель назад, заправляясь, как часто делаю, на АЗС «Роснефти» на МКАД между Алтуфьевкой и Дмитровкой, я поймал себя на мысли: разве мотивация кассира государственной колонки отличается от мотивации такого же кассира, работающего примерно за такие же деньги, но на АЗС, принадлежащей частной компании? Они, я уверен, получают примерно одинаковые деньги. У них одни и те же слова, интонации. Они даже на лицо похожи. Так, может, и хорошо, что «Роснефть» растет?

Вот мы и перешли к главному. Ведь скоро черно-желтых АЗС должно стать раза в полтора больше – «Роснефть» поглощает ТНК-BP. И у большой «Роснефти» будет не 1800, а как минимум 2600 собственных заправок. А скорее всего, и больше, считая джобберов ТНК, которые тоже по большей части перейдут к «Роснефти».

Вообще-то мне нравятся далеко не все заправки TНK-BP. Зеленые заправки BP, например, я не люблю. Там практически всегда длинные хвосты. В основном из-за того, как устроен процесс заправки: сперва тебе наливают бензин, а потом ты платишь. А еще попадаются персонажи, которые, пока ждут заправку, заказывают кофейку выпить. И пока свой кофе не доцедят, машину, пусть и уже давно заправленную, от колонки не отгоняют. Из-за них хвосты становятся длиннее. До невозможности…

Единственная причина, по которой я заезжал к бипишникам, лежала у меня в бумажнике. Это карточка Citibank, которую мне выдал мой прежний работодатель, чтобы начислять зарплату. А все АЗС BP, как известно, оборудованы банкоматами Citibank. И подозреваю, что те несчастные, кому карты Citi достались в рамках зарплатных проектов, должны составлять немалую часть клиентуры заправок BP – с банкоматами Citibank в Москве, как известно, не очень.

Но заправки просто TНK – это лучшее, что мне встречалось. Если есть выбор, я заправляюсь там. Может быть, это субъективно, но заправки «танкистов» вызывают наибольшее доверие. Там все происходит быстро. У меня ни разу не было претензий по качеству. Они тоже не умеют наливать ровно на 1000 рублей, но чаще чуть переливают, чем недоливают.

И вот теперь, похоже, их не станет. И что же теперь делать? Так, глядишь, кроме «Лукойла» и «Роснефти» на трассе Москва – Ростов-на-Дону других приличных АЗС и не останется. А лет через десять и вовсе вокруг будет одна желто-черная «Роснефть». Тут бензин мне залили полностью. Парень в Роснефтевой спецовке повесил пистолет на колонку, я дал ему десятку и поехал по делам дальше. Хотя мысль о будущем засилье «Роснефти» в голове осела.

Госнефть

Потом, правда, я прочитал, что Игорь Иванович Сечин обещал не убивать розничные бренды ТНК в России и на Украине. Так что сине-белые заправки с трасс не исчезнут. Но вот как ими будут управлять? Это ведь на уровне кассиров мотивация сотрудников государственных и частных заправок мало чем отличается. Их верхушка – совсем другое дело.

Если государство вдруг решит, что сегодня розничные потребители не важны, а важны посевная, «северный завоз» или поставки в армию, госкомпании отправят нефтепродукты куда надо и по цене, какой надо? Или не отправят? До сих пор государственные нефтяные компании ведут себя в рознице как частные. И даже (с точки зрения потребителя) лучше, явно больше вкладывая в развитие сетей. Но что будет дальше?

Будет ли Сечин против, если вдруг встанет вопрос о введении талонов на бензин? Не знаю. Пока главными игроками оставались частники, была надежда, что худо-бедно, но бензин будет. Михаил Маратович Фридман (или, если угодно, Герман Борисович Хан с его всем известным пистолетом) на пару с Вагитом Юсуфовичем Алекперовым «волюнтаризма», как представляется, допустить были не должны. Они же занимаются бизнесом, а не снабжением населения бензином. Но теперь уверенность потерялась. Алекперов остался один. И надолго ли остался? В Москве и Московской области около восьмисот сетевых заправок. Чуть меньше осталось АЗС так называемых независимых торговцев бензином (на такие заправки я, если честно, заезжать без крайней нужды не рискую – как и большинство наших сограждан). Самая крупная сеть у «танкистов» – 217 заправок. У «Лукойла» 205 колонок. После того как «Роснефть» добавит АЗС ТНК-BP к своей сети, разрыв между первым и вторым номером превысит сотню заправок. А ведь есть еще «Газпромнефть» со 150 колонками, и «Татнефть» (тоже, считай, госкомпания) со 124 заправками. Почти госмонополия.

Так вот, возвращаясь к алюминиевой 20-литровой канистре. Она долго валялась в багажнике сперва восьмерки, потом Nexia. А в 2006-м я ее отдал вместе с машиной. Купил другую. Потом еще одну. Про канистру пять лет не вспоминал. А весной 2011 года в Подмосковье вдруг случился «бензиновый кризис». Что уж там произошло, я так и не понял. Слышал только о борьбе за снижение цен для потребителя. И что очень активно этим занимался Игорь Сечин. Но результат был такой, что бензин вдруг исчез.

Мы ехали из Коломны, от моих родителей. Бак был почти пуст. На всех заправках по Рязанке было одно и то же: 95-го бензина нет. Мы прикидывали, что делать, если так и встанем на трассе. Но когда надежда была, считай, потеряна, бензин все же нашелся – на АЗС «Лукойла», стоявшей чуть на отшибе. Бензин стоил дороже на пять рублей. Но он был. «Да, канистру таки надо купить», – подумал я тогда. Но не купил. А вот сейчас думаю – точно надо. Такое у меня запланировано дело на начавшийся год.