© ImageZoo
Три года назад Алексей Черняк основал скидочный сервис Darberry.ru (вместе с четырьмя другими стартаперами). Через полгода контроль над проектом получил Groupon, модель которого стартап и копировал. В 2011 году создатели вышли из бизнеса. Cовет по развитию стартапа от Алексея:
Старайтесь с первого дня начать продажи, чтобы понять, что на самом деле нужно вашим клиентам
«Когда ты запускаешь стартап, друзья тебе начинают врать, – объясняет экс CEO Groupon Russia. – Они говорят, какой он классный, какая здоровская идея и прочее. Но они, как правило, врут. Вы это поймете, когда дойдет до дела: большинство из них не станет тратить деньги на ваш сервис. Потребители тоже врут – я это понял еще в Darberry / Groupon. Ты можешь спрашивать пользователей: „Какие акции вы хотите, чтобы мы провели, – дали скидки на посещение театра или пивного ресторана?“
Люди говорят: „Хотим в театр!“ А покупают пиво. |
И когда ты анализируешь свою базу, обнаруживаешь, что пиво больше всего покупают милые девочки, которым, по идее, прямая дорога в театр. То есть люди говорят одно, а голосуют рублем по-другому. И невозможно понять, что выстрелит, пока вы не берете с клиентов деньги. Поэтому я считаю, что с первого дня стартапа нужно стремиться к тому, чтобы брать с людей деньги: даже не для того, чтобы начать зарабатывать, а для того, чтобы понять реальную мотивацию людей. Лайки и перепосты в соцсетях этого понимания вам не дадут. Можно иметь тысячу лайков и ноль продаж. И наоборот: тебя могут ругать, но покупать. Хорошие проекты продают воздух и только после того, как получили деньги с клиентов, начинают что-то делать. Плохие – годами делают продукт, который в итоге пытаются продать рынку».
Принцип «монетизируй сразу» использовался с первых дней Darberry.ru. Недавно Черняк запустил образовательный сервис Uchinovoe.ru, где эксперты могут продавать офлайн-мастер-классы. И в своем новом проекте Алексей также следует прежней стратегии: с первого дня можно оплачивать участие в мастер-классах прямо на сайте.