Адольф Гитлер, фельдмаршал фон Браухич и генерал Гальдер над картой СССР в августе 1941 года.

Адольф Гитлер, фельдмаршал фон Браухич и генерал Гальдер над картой СССР в августе 1941 года.

Июль 1940 года был, пожалуй, самым благополучным временем в истории Третьего рейха. Никогда еще небо над Берлином, увешанное свастиками, не было столь безоблачным – только что немецкие войска с триумфом завершили французскую кампанию, полностью разгромив своего главного исторического противника на континенте – Третья республика была повержена в прах. Еще раньше гитлеровцы оккупировали Польшу, Данию, Норвегию, Голландию и Бельгию. Казалось, настали времена Карла Великого и Наполеона, когда границы Европы представлялись несокрушимому агрессору не более чем трухлявым забором, который можно смять траками танковых гусениц, а можно и просто перешагнуть.

Подлодки Кригсмарине уже начали свою беспощадную охоту на торговый флот англичан, а сама Владычица Морей, оказавшись запертой на Британских островах, вся сжалась от предчувствия близкой беды – в небе над Англией разворачивалось невиданное доселе авиационное сражение, немецкие «зажигалки» сыпались на доки Портсмута, Белфаста и Лондона, а в Берлине тем временем, вспоминая опыт Юлия Цезаря, вынашивали планы сухопутного вторжения на Туманный Альбион.

Тем не менее именно в эти дни, а если быть точным, 22 июля, ровно 75 лет назад, Адольф Гитлер подписал директиву о разработке плана «Барбаросса» (назван в честь германского короля и императора Священной Римской империи Фридриха I Гогенштауфена, прозванного Барбаросса – «рыжебородый»; он правил в XII веке и немало преуспел в «собирании земель немецких», однако бесславно утонул в реке во время Третьего крестового похода). Это был план наступательной операции, целью которой стал бы полный разгром Советского Союза, на тот момент союзного Германии государства, которое с аппетитом поучаствовало в дележе польской территории и в то время, покуда Третий рейх, словно удав, заглатывал деморализованную Францию, приросло новыми территориями на берегах Балтийского моря. Эстония, Латвия и Литва были включены в состав СССР согласно договоренностям с Гитлером, и маленьким прибалтийским республикам было уже не на кого рассчитывать – два монстра загодя поделили Европу, только, как пауки в банке, они должны были со временем столкнуться – вопрос был лишь в том, кто нанесет удар первым. И Гитлер решил сыграть на опережение.

Завершить кампанию намечалось до наступления зимних холодов – Гитлер не хотел повторять ошибок Наполеона

Вокруг того, можно ли считать план «Барбаросса» удачным, сломано столько копий, что если бы из обломков сложить костер, то на нем можно было бы спалить не только труп Гитлера, но и всю верхушку Третьего рейха вместе с их домочадцами. В тактическом и стратегическом плане ничего нового документ, разработанный лучшими умами немецкого генералитета – Фридрихом Паулюсом, Францем Гальдером, Вальтером фон Браухичем, собой не представлял: в его основу были положены наработки начальника германского Генерального штаба в начале XX века Альфреда фон Шлиффена, ставшие основой всей тактики блицкрига.