Вид на здание компании «Газпром»

Вид на здание компании «Газпром»

REUTERS / Sergei Karpukhin

Все новое – это хорошо забытое старое. Дефицит идей у действующей власти приводит к тому, что в последнее время все чаще звучат инициативы, рожденные еще в 90-х годах. Так почему не получилось раньше и чего стоит ждать от этих идей теперь?

1. Реформа «Газпрома»

Спор о реструктуризации «Газпрома» – один из ключевых сюжетов 90-х и оставался на повестке до тех пор, пока в 2003 году Путин не наложил на эту тему однозначное вето. Сейчас разговоры о возможности газовой реформы возобновились. Впрочем, такое уже было несколько лет назад, и автор этих строк тогда высказывал скепсис по части этих планов: слишком велика личная заинтересованность в делах «Газпрома» у Владимира Путина, слишком не верит он в децентрализацию, а за «реформу» можно выдать некую внутреннюю перегруппировку активов плюс часть из них продать «своим» под видом демонополизации (подробнее об этом – вот здесь).

Однако сейчас эту тему, долгое время табуированную, вроде вновь берутся обсуждать во властных кабинетах. Инициатор – «Роснефть», которой пока никак не удается добиться доступа к газпромовским трубопроводам. Едва ли у «Роснефти» что-то получится и на этот раз (по указанным выше причинам). Однако сам возврат к разговору свидетельствует, что дела в экономике неблагополучны – настолько, что власть готова забыть о старых табу. «Газпром» – один из безусловных очагов неэффективности: на тонну добытого нефтяного эквивалента он платит налогов намного меньше, чем нефтяники, наращивает издержки, массово инвестирует в ненужные проекты и компенсирует свои проблемы постоянным повышением внутренних цен (на внутренних потребителей, скорее всего, будет полностью переложено и предлагаемое Минфином повышение НДПИ для газовой отрасли).

2. Демонополизация железных дорог

Путин заговорил о возможности демонополизации РЖД сразу после отставки Владимира Якунина. Вероятно, Якунин слетел в том числе и потому, что сопротивлялся демонополизации – по крайней мере, слухи об интересе ближайших бизнес-друзей Путина в приватизации активов РЖД ходят давно, а Геннадий Тимченко в 2011 году вполне открыто претендовал на покупку Первой грузовой компании (тогда он снялся с дистанции, и актив достался Владимиру Лисину). В качестве одного из потенциальных покупателей активов РЖД часто называют Аркадия Ротенберга, с которым связывают нового главу РЖД Белозерова.

Реформа железных дорог – еще одна ключевая экономическая идея 90-х, а в начале 2000-х годов была подхвачена в «программе Грефа». Однако приход Якунина остановил эти преобразования. Могут ли они быть реанимированы сегодня? Как и с «Газпромом», целевая продажа отдельных частей РЖД конкретным предпринимателям под видом демонополизации вряд ли будет иметь что-то общее с реальной реформой и созданием конкурентного рынка железнодорожных перевозок. «Раздача слонов» под видом реформы – очень удобная операция прикрытия. Хотите узнать истинное отношение Путина к демонополизации? Предложите ему демонополизировать «Роснефть».

3. Привлечение денег населения для финансирования дефицита бюджета

Пирамиду ГКО помнят все. Для физлиц ГКО выпускались вплоть до самого дефолта 1998 года. Сейчас же министр финансов Силуанов сообщил, что с 2016 года нашим гражданам будет предложен «старый новый» механизм одалживания денег государству для финансирования дефицита госбюджета, некий «особый механизм» хождения ОФЗ среди физлиц. Такие идеи возникают не от хорошей жизни: впервые с 90-х годов мы входим в эпоху дефицитного бюджета, а внешние заимствования для нас сегодня во многом закрыты (прежде всего благодаря западным санкциям). Остается только снова попытаться привлечь население к финансированию государственной машины.