Журналист телеканала «Россия-1» Евгений Рожков, президент РФ Владимир Путин и ведущая Первого канала Валерия Кораблева на программе «Прямая линия с Владимиром Путиным» в Гостином Дворе.

Журналист телеканала «Россия-1» Евгений Рожков, президент РФ Владимир Путин и ведущая Первого канала Валерия Кораблева на программе «Прямая линия с Владимиром Путиным» в Гостином Дворе.

Алексей Дружинин / Пресс-служба президента РФ / ИТАР-ТАСС

Шило в стенку следователь втыкает в тот момент, когда папка с делом уже проткнута этим самым шилом, сшита белыми нитками и вот-вот будет поставлена на полку. Это выражение пришло из сленга сотрудников спецслужб, которые по долгу службы ежедневно имеют дело не только с преступниками и шпионами, но и с толстыми папками, нитками и синими штампами. Откуда, с какой планеты и по какой причине это самое шило вдруг возникло в четырнадцатом за 16 лет выпуске телепередачи «Прямая линия с Владимиром Путиным», нам остается только догадываться. Возможно, путеводной нитью для таких размышлений может стать контекст. Шило всплыло в ответе на вопрос, как долго Россия может жить, ничего не делая и проедая резервы. Но так или иначе (с шилом или без), очередное дело из ежегодного цикла президентских ритуалов сделано. Шоу закончилось, нам же осталось понять – что это было?

Детали и общий ход прямой линии вроде похожи на предыдущие сезоны, но были и существенные различия. Отталкиваясь от них, мы можем попробовать прочитать эту линию как произведение искусства или даже прогноз на будущее. Кажется, самыми важными можно назвать три вещи. Путин провел линию не в стиле вживания в проблемы простых людей, не в стиле «Алё, президент!», а скорее в стиле техасского родео или кавказской джигитовки, как бы посылая соседям по Олимпу простой, в сущности, сигнал: кто из вас, друзья, так держится в седле?

Шило всплыло в ответе на вопрос, как долго Россия может жить, ничего не делая и проедая резервы

Второй момент – тема экономических реформ, тесно переплетенная с проблемой трудоустройства гражданина РФ Кудрина Алексея Леонидовича и вопросом качества работы нынешнего кабинета министров.

Третий важный мотив схватить и вытащить на свет несколько труднее, он скорее интуиция автора этой колонки. Некое саднящее чувство несоответствия уровней развития спрашивающих (пусть даже и подготовленных) и отвечающего. Ощущение диссонанса между чуть подросшей, уже почти взрослой, новой страны и невыросшим, старым, прежним президентом.