Члены армянской общины в Германии с плакатами «Спасибо» во время заседания Бундестага.

Члены армянской общины в Германии с плакатами «Спасибо» во время заседания Бундестага.

Reuters

Отныне после голосования в германском парламенте за резолюцию, осуждающую геноцид армян и христианских меньшинств в Османской империи 101 год назад, можно твердо сказать: на руках у Европы два «больных человека» (пользуясь популярным выражением XIX века) – Россия и Турция. А говоря политкорректно, две проблемных страны, отношения с которыми, с одной стороны, чрезвычайно важны для Брюсселя, с другой – складываются очень и очень непросто.

Оба государства занимают противоречивую географическую и историческую позицию, находясь по большей части в Азии (в том числе и ментально, что, впрочем, в свете новомодных тенденций также звучит не совсем политкорректно), но в то же время они тесно связаны со старым континентом, в особенности Россия. При этом Анкара желает вступить в ЕС, а Москва отметает такую возможность.

Новый кризис (посол из Берлина уже отозван) в отношениях Турции с Западом, спровоцированный голосованием немецких парламентариев, пришелся на критически острый момент – на днях в Анкаре поменялся премьер, место ушедшего в отставку Ахмета Давутоглу, считавшегося умеренным, занял старый соратник Эрдогана – Бинали Йылдырым, сторонник жесткой линии. Он уже обозначил едва ли не главную цель своего премьерства – изменение Конституции (а еще лучше – принятие новой), чтобы вернуть полноту власти президенту.

Одновременно растет напряженность в отношениях ЕС – Турция, после того как стало ясно, что сделка между Брюсселем и Анкарой по беженцам забуксовала. Европарламентарии потребовали внесения изменений в турецкое антитеррористическое законодательство, чтобы разрешить безвизовый въезд в Шенгенскую зону для турецких граждан. Ну а Эрдоган недвусмысленно дал понять, что на уступки он не пойдет, и напоминает о дедлайне. До 1 июля Турция либо должна получить безвизовый режим, либо соглашение окажется недействительным.