Акция «Бессмертный полк» в Москве. Фото: Maxim Shemetov / Reuters

Акция «Бессмертный полк» в Москве. Фото: Maxim Shemetov / Reuters

В Саратове учителя протестуют против принудительного участия в шествии «Бессмертный полк». В Мурманске заставляют выходить на шествие бюджетников и составляют списки. Сводные колонны из студентов формируют в курганском и казанском вузах – это следует из объявлений на страничках в соцсетях; одна из студенток Северного медицинского университета в Архангельске пожаловалась, что деканат факультета будет контролировать явку на акцию. Новости про «Бессмертный полк» в этом году примерно такие.

Настоятельный совет организаторов «Полка» региональным чиновникам – воздержаться от стремления возглавить колонны и от разнарядок – выглядит как своевременная реакция на «перегибы»; но, кажется, это уже бессмысленно. Акция «Бессмертный полк», как известно, родилась в Томске всего семь лет назад. В 2012 году ее организаторов заботила, вероятно, популяризация движения; но всего через три года главной проблемой стала уже «бюрократизация» акции – об опасности которой организаторы предупреждали в письме не кого-нибудь, а главу государства. Как раз в 2015 году «Полк» начал взаимодействовать с государственными структурами – приближался юбилей Победы.

До сих пор общее мнение про «Полк» – «идея хорошая»; единственная инициатива, родившаяся снизу и ставшая затем подлинно народной. Авторы идеи – журналисты томского телеканала «ТВ-2» – представляли себе все риски, предусмотрительно введя в устав акции «неполитичность», добровольность и другие важные правила. Но они не учли эффекта больших чисел: правила, которые работают в малых сообществах и группах, не переносятся автоматически на большие коллективы. (Та же история произошла с интернетом: пока пользователей было относительно немного, негласные правила соблюдались. Но когда интернет стал массовым, правила стали диктовать уже сами массы.) Даже чисто технически, при быстро растущем числе желающих принять участие в акции, неизбежно приходится договариваться с городскими или областными начальниками и службами – хотя бы о месте проведения акции; но сложнее договориться о ее смысле – чем больше людей, тем труднее этот смысл «удержать».