Фото: Maxim Shemetov / Reuters

Фото: Maxim Shemetov / Reuters

Желание крупного бизнеса обзавестись собственным банком и оказывать услуги на финансовом рынке не является чем-то новым. Так было в эпоху индустриалистов – баронов-разбойников в США и Европе в конце XIX века, так было в России в 1990-х в эпоху семибанкирщины. Тогда – в эти эпохи становления финансово-промышленных групп – растущим бизнесом двигало желание консолидировать контроль, ограничить конкуренцию и не выпускать денежные потоки за пределы собственных структур.

Сейчас лидерами мирового IT-рынка движет стремление получить главную валюту современности – еще больше данных о потребителе; еще сильнее привязать его к экосистемам собственных продуктов и тем затруднить переход к конкурентам. Если американские технологические гиганты только начинают свое осторожное движение в сторону рынка финансовых услуг, то в Китае революция уже свершилась. А Россия тем временем идет своим путем.

Америка просыпается

В Соединенных Штатах крупнейшие IT-компании – Apple, Facebook, Google, Uber – видят свое будущее в оказании розничных финансовых услуг. Эту тенденцию в одной из своих последних публикаций отмечает Wired.

Google в следующем году собирается предложить возможность открытия текущих счетов для физических лиц, сообщил на прошлой неделе The Wall Street Journal. Facebook буквально за день до этого объявил о запуске сервиса Facebook Pay для платежей в своих социальных сетях Facebook и Instagram и мессенджерах Facebook Messenger и WhatsApp. Uber в конце прошлого месяца объявил о запуске проекта Uber Money: оператор приложений для вызова такси и заказа еды предлагает водителям дебетовую карту, а пассажирам – кредитную, помимо собственно возможности оплатить услугу или получить деньги за выполненную работу. Apple в августе начал предлагать на американском рынке собственную кредитную карту.

Тем временем в Китае технологические компании уже взяли на себя значительную часть функций по взаимодействию с конечным потребителем финансовых услуг. В Пекине самой распространенной формой платежа являются QR-коды, которые привязаны к счетам в мессенджере WeChat компании Tencent. Ее более крупный конкурент, контролирующий больше половины рынка мобильных платежей в Китае, – AliPay. Этот платежный сервис принадлежит Ant Financial, финансово-банковскому подразделению Alibaba. В одних и тех же приложениях потребители получают доступ к новостям, играм, обмену сообщениями, а также к заказу такси, билетов на самолет и поезд, кредитам и управлению финансами.

Интерес крупнейших IT-корпораций США к рынку финансовых услуг понятен: их основной бизнес постепенно замедляется и приближается к сатурации. Новые телефоны уже не вызывают того же восторга у потребителей. Рынок онлайн-рекламы больше не растет умопомрачительными темпами. Потребитель в США, экономика которых пока остается самой крупной в мире и составляет примерно седьмую часть от мировой, уже много лет избалован возможностями онлайн-доставки. IT-гигантам нужны новые потенциальные точки роста или как минимум возможность удержать позиции.