
Построенный в Ухане за 10 дней для инфицированных новым коронавирусом временный госпиталь "Хошэньшань" принял первых пациентов. Фото: ZUMA / TASS
Если одно событие предшествует другому, это еще не повод объявлять первое причиной второго. Причинно-следственные связи достаточно часто бывают много сложнее, чем кажется на первый взгляд. Тем не менее, игнорировать простейшие (иногда маргинальные) гипотезы не стоит. Во времена, когда информация распространяется почти мгновенно, любые, даже абсолютно ложные слухи в случае, если они станут популярными, запросто могут обрушить рынки. И на «эпидемию» (пока нельзя ее так называть всерьез) китайского коронавируса стоит смотреть именно с этой точки зрения.
Сам по себе масштаб вспышки коронавируса пока особых тревог не внушает. Определение эпидемии подразумевает, что болезнь поражает 1% населения (города, региона или страны). А еще недавно критерием эпидемии было 5% заболевших. Последняя серьезная эпидемия в истории человечества – эпидемия испанского гриппа, «испанки»: было заражено около 550 млн человек, или 29,5% населения планеты; умерло приблизительно 50–100 млн человек, или 2,7–5,3% населения. Доступные для анализа цифры заболеваемости коронавирусом пока намного ниже 1% населения даже в городе Ухане, не говоря уже обо всем Китае (1% населения которого – около 14 млн человек).
Тем не менее, масштаб распространения болезни можно будет оценить не ранее, чем в тот момент, когда количество заболевших начнет снижаться. Пока этого не происходит. Если ориентироваться на динамику эпидемии атипичной пневмонии (SARS) 2002–2003 годов, можно ожидать прохождения пика примерно через три месяца, а через примерно шесть месяцев – прекращения массовых заражений. Геном коронавируса 2019-nCoV не менее чем на 70% похож по генетической последовательности на геном вируса, вызывающего SARS, это позволяет предположить, что и динамики эпидемии будут похожи. Впрочем, число заболевших в Китае уже в 4 раза больше, чем это было в 2002–2003 годах, а пик заболеваемости еще не пройден. Худшее впереди.
Основное влияние коронавируса на экономику проявляется двояко:
- ущерб от карантинных мер;
- ущерб от снижения аппетита к риску со стороны инвесторов.
Не запустит.
Китайский коронавирус + монетарная политика «количественного смягчения» — грохнуть может так, что кризис 2008-го года детским утренником покажется…
Можно поконкретнее озвучить в чем видятся основные риски, связанные с политикой QE (хоть на примере ECB и еврозоны, хоть на примере Fed и доллара) и почему они могут потенциально привести к более значительным последствиям, чем коллапс рынка CMO и СDO?
Доп.проблема в том, что "количественно смягчать" особо некуда - в Европе ставки и так практически нулевые. Да и в США они кратно ниже уровня 2007 года.
Поэтому количественное смягчение - это не про снижение ставок, а про то, как ещё увеличить предложение денег внутри экономит. Преимущественно - через покупку государственных облигаций с баланса банков на баланс центробанка.
В Европе ставки отрицательные.