Эмманюэль Макрон и Эдуар Филипп. Фото: Charles Platiau / EPA / TASS

Эмманюэль Макрон и Эдуар Филипп. Фото: Charles Platiau / EPA / TASS

Политическая система Пятой республики сильно отличается от парламентских демократий в соседних Великобритании, Германии, Италии или Испании. В этих странах отставка правительства случается или из-за утраты парламентского большинства (поражение на выборах, распад правящей коалиции), или вследствие перемены руководства в партии власти.

Ничего подобного во Франции не происходит. Молодая партия «Республика на марше» Эмманюэля Макрона, сформированная одновременно с возникновением его президентских амбиций, уверенно контролирует Национальную Ассамблею и не допустит вотума недоверия своему правительству. Ушедший в отставку премьер-министр Эдуар Филипп не замечен в нелояльности, не допустил каких-либо провалов, не замешан в скандалах и не отстаивает публично некий новый курс, не совместимый с политикой президента. Макрон и Филипп неоднократно опровергали предположения о малейших разногласиях между ними, и даже самые придирчивые наблюдатели констатировали их едва ли не образцовое взаимопонимание.

Тем не менее, отставка правительства прогнозировалась, и это ожидание соответствует конструкции Пятой республики. В ее логике президент, избираемый прямым и всеобщим голосованием на пятилетний срок, обладает исключительной легитимностью и почти монархическими полномочиями. Он определяет политический курс, поддержанный большинством французов на главных выборах. Премьер-министр назначается главой государства, утверждается парламентом и возглавляет правительство, претворяющее в жизнь программу президента. Но часто бывает, что по истечении трех лет президент оказывается в непростом положении: планы не выполняются, проблемы накапливаются, французы не скрывают недовольства и выходят на демонстрации протеста. Остается два года до новых выборов, переизбрание кажется все более ускользающим. В этот драматический момент президент обращается к нации, признает отдельные ошибки и провозглашает пересмотр некоторых направлений. Вполне естественно, что перемены следует доверить новому правительству во главе с новым премьер-министром.

Политическая культура Пятой республики допускает, а то и подразумевает подобную смену президентом коней на переправе. Таким образом, уход Филиппа не выглядит сенсационным, а решение Макрона является обдуманным и означает поиск свежих идей для грядущей кампании 2022 года.

Как прошли три года

Президентство Макрона нельзя назвать безоблачным. Победив в 2017 году с программой реформ и обещанием обновления политической жизни, молодой лидер решительно взялся за дело. В течение первых месяцев его рейтинг держался около хорошей отметки 50%. Но впереди подстерегали три тяжелых кризиса.