11 февраля в Беларуси откроется Всебелорусское народное собрание – де-юре «форма наивысшей демократии» в Беларуси, а де-факто – съезд номенклатуры, специально отобранной для имитации народной поддержки президенту.
Осенью прошлого года, в разгар протестов Александр Лукашенко предложил провести ВНС, для того чтобы разработать конституционную реформу, после которой он отдаст власть. Однако протест постепенно ослаб, давление со стороны Запада и России оказалось вполне терпимым, и Лукашенко от этого замысла отказался. Теперь все идет к тому, что ВНС от лица народа попросит президента не трогать конституцию и никуда не уходить.
Что за номенклатурный съезд?
Всебелорусское народное собрание – это специфический квазидемократический институт, придуманный самим Лукашенко. Оно немного напоминает съезд КПСС или Всекитайское собрание народных представителей.
ВНС проводится раз в пять лет в формате съезда делегатов. Они якобы представляют народ, но на деле формируются в основном из чиновников и лояльных бюджетников, готовых одобрить все, что предложит диктатор.
Всего ВНС проводилось пять раз. Впервые Лукашенко созвал его в 1996 году, во время конфликта с законодательной и судебной ветвями власти. Делегаты, которых было около пяти тысяч, одобрили предложенную главой государства конституционную реформу, по которой Беларусь превратилась в суперпрезидентскую республику.
После 1996 года в центре повестки были исключительно вопросы экономики – ВНС одобрял пятилетний план, придуманный Лукашенко, который затем доводился до органов исполнительной власти. Эту процедуру белорусский президент называл высшей формой демократии.
Каждый раз способ формирования ВНС немного отличался. В спокойные годы к форуму допускали делегатов, которых избирали уполномоченные, выбранные трудовыми коллективами, а также приглашали представителей независимого бизнеса. Однако сейчас от таких опасных практик было решено отказаться – видимо, даже теоретический шанс попадания на трибуну независимого спикера очень пугает режим.
На ВНС будет 2700 делегатов. 70% из них избирались районными и городскими советами депутатов. Чаще всего мандат получали либо сами депутаты этих советов, либо другие чиновники, руководители госпредприятий, главврачи больниц и поликлиник, руководители образовательных учреждений. Некоторые делегаты рассказывают, что их выдвинули против их воли.