© phlip/Flickr.com

«Жаль, я не знал биографию Билла Гейтса, когда поступал в МГИМО. Бросил бы его ко всем чертям и занялся бы делом», – признавался мне на днях предприниматель Станислав Сажин. Гейтс, как известно, был отчислен после двух лет обучения в Гарварде, но это обстоятельство не помешало, а скорее помогло ему построить Microsoft.

Ну это просто смешно, скажете вы. Гениальных миллиардеров – единицы. А для всех остальных высшее образование – жизненный императив. Без диплома вы – пропащий человек, это ясно как день всякому. С чего вы начнете свое резюме?

«Дети, у вас не будет будущего, – любила повторять моя учительница по математике. – Провалите вступительные экзамены – пойдете в армию!» Я вспоминал эти слова, стоя на плацу и слушая суровые речи командира войсковой части. 

«Тот, кто не служил, не мужчина, – увещевал нас полковник, – так, жалкий студентишка». 

Мне удалось устранить этот когнитивный диссонанс: после армии я окончил вуз. Отныне я должен был ощущать себя социально полноценным человеком. Но меня продолжали терзать сомнения: ведет ли этот путь туда, где я действительно хочу оказаться?

Говорят, никто так не способен загубить потенциал ребенка, как родители. Однако в этом они, несомненно, имеют множество помощников – воспитателей, педагогов, офицеров, начальников. Однажды попадая в колею, мы уже не в силах с нею расстаться. За аттестатом, воинским билетом и дипломом следует резюме – этот фетиш современного карьериста.

«Детка, это нелучшим образом отразится на твоем резюме», – урезонивал начальник одну мою знакомую, решившую на время отойти от дел. Речь шла не о потере доходов и рабочей формы. Пятно (или, точнее, пробел) в резюме – вот что должно было до смерти напугать девушку. 

Менеджер, перешедший из крупной западной страховой компании в московский Сбербанк с понижением зарплаты, как-то объяснял мне свое решение примерно тем же образом – красивой строчкой в резюме: «С ней меня возьмет любой работодатель, оторвут с руками».

Для моего собеседника резюме – самоцель, и такая позиция – скорее правило, чем исключение. Высшее образование даже не обсуждается – оно должно быть, а желательно – два. Курсы повышения квалификации, тренинги, языки, навыки работы с компьютером, водительский опыт – само собой. В резюме положено демонстрировать служебную динамику. Каждая новая позиция должна недвусмысленно указывать на рост – полномочий, ответственности, числа подчиненных. Каждой новой компании следует быть солиднее и крупнее. Пробелы, перерывы? Исключено. Долгие декретные отпуска вызывают подозрения, как и невыгодное семейное положение, – надо привести в соответствие. Так, недавнее исследование хедхантинговой компании Boyden World Corporation показало, что при прочих равных предпочтение отдается кандидату с внушительным семейным стажем. Развод же, напротив, бросает тень.

Всякий раз, как только я решаю, что уже ничто не сможет меня удивить, кто-нибудь из знакомых или коллег расширяет мой кругозор по части найма. Мой бывший коллега однажды ошарашил меня тем, что указал в резюме свой рост и вес, – а собирался он, кстати, не в модельное агентство.

Всеми силами стараясь понравиться работодателю, лишь немногие позволяют себе усомниться в том, что правильное, скрупулезно составленное резюме – попадание в десятку. Зачем компаниям люди, работающие ради перехода в другое место, – туда, где они как заведенные снова будут накапливать лестные рекомендации и содрогаться при мысли, что по какой-то причине их не сумеет оценить работодатель мечты? Но главное – не напрасны ли все эти жертвы в настоящем ради вечно ускользающего будущего?

Навязчивая идея о том, что надо делать, чтобы отвечать воображаемым требованиям рынка, отдаляет нас от внутренних целей. От того, кем мы сами хотели бы быть. Деньги при всей их важности здесь ни при чем. Ведь для многих из нас они – лишь компенсация за отсутствие другой видимой причины заниматься тем, чем мы занимаемся. 

Что-то продолжает дергать нас за нитки, даже когда мы окончательно встали на ноги, свободны от заботы родителей и нотаций учителей, а значит, вольны принимать решения и строить планы, исходя из сугубо личных приоритетов.

В книге «Миллионер без диплома» Майкл Эллсберг пишет о «тирании резюме». Он призывает воспитывать в себе умение «вовремя вырвать из своего сознания результаты программирования, которым на нас воздействуют десятилетиями в школе и по ее окончании и которое заставляет нас играть по безопасным правилам, учит приспосабливаться, сливаясь с безликой толпой, соглашаясь с общим мнением, и не высовываться». Такой образ действий Эллсберг считает прямым путем в «застойное болото, в высоченную стопку резюме недавних выпускников высших заведений». То же происходит и в России, хотя и на свой манер, – здесь обладатели красных дипломов чаще выстраиваются в очередь в кадровые службы госкомпаний и мечтают о непыльной государственной службе. 
Гуру менеджмента Чарльз Хенди, перепробовавший на своем веку немало занятий, от работы менеджером Shell и смотрителем в Виндзоре до преподавания и писательства, – потратил полжизни на поиски истинного призвания. Не похоже, чтобы он об этом пожалел. Когда ему было сильно за сорок, Хенди вдруг осознал, что долгое время был «трудоустроенным, хотя и хорошо оплачиваемым рабом». В конце концов выбор в пользу независимости, при всех ее издержках, принес ему мировую славу. Но начальник, промывавший мозги моей знакомой, посчитал все это крамолой. Отойти от дел, отстраниться, покопаться в себе – это не то, что помогает нам строить карьеру, не правда ли?
Если верить Хенди, людей, имеющих склонность – нет, не столько к предпринимательству, сколько к любому проявлению самостоятельности, отходу от заданной траектории, больше, чем может показаться на первый взгляд. Ведь не все готовы провести остаток жизни в сожалениях о выборе навязанной стези. Кто-то испытывает панический страх не состояться. Впечатление, однако, что наша деловая среда мало располагает к экспериментам и поискам. Даже среди тех, кто потенциально готов к переменам, преобладают рабы своих блестящих резюме. И недоучка Билл Гейтс не отвратит их от выбранной цели – миллиарды не в счет.