На Индию, отмечая ее успехи в экономике, до недавнего времени смотрели с некоторой надеждой как на государство, которое в будущем могло бы послужить противовесом становящемуся все более могущественным коммунистическому Китаю. Но в последние годы авторитаризм премьер-министра Нарендры Моди заставил многих наблюдателей засомневаться в такой перспективе. Индия все чаще представляется не в качестве будущего баланса набирающему мощь Китаю, а в качестве страшилки, которую китайские власти уже используют для того, чтобы убедить собственных граждан в опасности демократического правления.
Одна из причин нынешнего неутешительного состояния дел – система образования Индии, состоящая из небольшого элитного сегмента, который позволяет создавать качественный человеческий капитал, и недостаточного и некачественного массового образования, которое ежегодно (и часто безуспешно) приводит на рынок труда плохо обученных выпускников. В результате индийская экономика состоит из небольших «островков благополучия» в Мумбаи и Бангалоре и «материков бедности» вроде штата Уттар-Прадеш.
Проблемы индийской системы образования начинаются на школьной ступени. В первых пяти классах индийские школьники еще регулярно посещают занятия: охват образованием соответствующих возрастных когорт составляет более 88%. Однако далее участие детей в учебе стремительно сокращается – в финальных классах ходят в школу всего 44,6%. Однако и те школьники, кто продолжают учиться, не могут быть спокойными за свой уровень образования. В 2009 году индийские школы приняли участие в международном тесте PISA, который экзаменует 15-летних учащихся. Индия заняла по его итогам предпоследнее место из 74 стран. В сельских школах лишь 43–45% школьников могут прочесть простое предложение на английском, а также выполнять операции деления с трехзначными числами. В китайской школьной системе дела и с вовлеченностью учащихся, и с качеством образования обстоят значительно лучше.