
Реклама, за которую извинился «Вкусвилл»
vkusvill.ru
Поучительная история с участием российской торговой сети «Вкусвилл» когда-нибудь попадет в учебники по пиару – разумеется, в качестве отрицательного примера. Но о чем она говорит нам сегодня и что обещает завтра?
Два шага в бреду
Напомню, как «Вкусвилл» вызвал восторг и отвращение в два хода.
Ход первый. В один из последних дней июня «Вкусвилл» рассказал на своем официальном сайте, сколь различны бывают семейные модели и сколь обаятельны все они разом. В ассортименте: три поколения под одной крышей, девушка и пес, муж, жена и собака, мама с двумя детьми и – внимание! – современный матриархат, а именно две сестры, их мать и герлфренд одной из девушек.
Пиарщики «Вкусвилла» не скрывали ожиданий, какая именно из семейных моделей может вызвать разговоры. Разумеется, это Мила, Юма, Алина, Ксюша. И дело, конечно, не в том, что они поддерживают «этическое веганство» и «справедливую торговлю». Расчет на реакцию в той или иной степени бурную был вшит уже в предуведомление: «мы присвоили этой статье рейтинг 18+ согласно требованиям статьи 6.21 КоАП РФ. Это впервые в истории Вкусвилла. Однако мы считаем, что не рассказать о реальных семьях наших покупателей будет лицемерием».
Лицемерным – немаловажно подчеркнуть – был обозначен закон «о пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних», принятый в России в 2013 году и с того времени превративший в гражданский жест любое комплиментарное присутствие квир-человека в публичном поле.
Если бы ВкусВилл поступил хотя бы как Volkswagen, и "человеколюбивого лица" в этой истории не уронил, у меня бы к ним вопросов по существу не было. Все было бы понятно. Но ведь не поступил же. И уронил. Уронил с грохотом, превратившись не просто в лицо без признаков человеколюбия, а в лицо с гримасой человеконенавистничества, с триумфом присвоив себе звание первой официально гомофобной торговой сети РФ. Осталось только развесить на дверях магазинов и в соцсетях стикеры с перечеркнутым радужным флагом. В этой истории интересно именно это — что конкретно заставило прогрессивную, человеколюбивую сеть пойти на столь дикий шаг, которого не требовали обстоятельства. Ответа на этот вопрос пока что нет.
.
Мое мнение: причина — в скрытой (а теперь уже открытой) гомофобии руководства (и лично Кривенко). Других возможных объяснений не нахожу.