Обложка книги «Проданные сокровища России»

Обложка книги «Проданные сокровища России»

Издательство «Слово»

«Проданные сокровища России» — роскошный том, только что выпущенный издательством «Слово», — единственное и необходимое, что возможно было сделать для осмысления истории, получившей название «эрмитажных распродаж». Самое первое издание книги вышло в 2000 году, а в 2013-м — ее английская версия. На титульном листе два имени — Наталья Семенова и Николас Ильин, но к числу авторов надо добавить и сотрудников Пушкинского музея, РГБ, дворца-музея в Павловске, а также заместителя заведующего Научным архивом Эрмитажа Елену Соломаху, которая выступила научным редактором издания.

Михаил Пиотровский написал вступительный текст, названный «Эрмитажные уроки музейных продаж», где в первых же строках сказано: «Говорить об этом снова важно еще и потому, что следы российского опыта упорно живут в сегодняшнем дне. Именно из истории советских музейных продаж и явилась безумная легенда о том, что в Эрмитаже висят копии, а все шедевры проданы куда-то за границу. Такая история извлекается при каждой атаке, призванной ослабить автономию, которой пользуется наш музей». И далее: «За конкретной историей стоит важная культурно-политическая проблема — в какой степени народ и правительство могут свободно распоряжаться своим культурным наследием. Эрмитаж отстаивает позицию условности прав современников на культурное наследие».

Советское государство продавало принадлежавшие ему произведения искусства, в этом проданные сокровища России отличаются от украденных нацистами у еврейских коллекционеров и маршанов, чьи наследники добиваются в судебных процессах восстановления справедливости. Вернуть назад ничего нельзя, и предостережение, в очередной раз сделанное Пиотровским, — правильная интонация. Теперь Эрмитаж торгует не картинами, а правами на их воспроизведение и продает цифровые копии на новом актуальном рынке цифрового искусства NFT. Пять лет потерь 1928–1933 годов стали для всего музейного сообщества болезненным опытом, который не должен повториться.

Обо всем этом Republic поговорил с известным исследователем коллекций Сергея Щукина и Ивана Морозова, первооткрывателем поистине детективных сюжетов Натальей Семеновой.

Наталья Семенова. Фото: Денис Шумов

Издательство «Слово»

- Эта история в общих чертах была известна всегда? Насколько точно название «эрмитажные распродажи», ведь помимо Эрмитажа пострадали еще и библиотеки, другие собрания?

- В 1918–1919 годах возник Государственный музейный фонд, и до 1928 года никто не имел права впрямую посягать на собрания — если продавали, то это было отобранное самими музеями «немузейное имущество». В декабре 1927 года, когда экономическая ситуация стала совсем критической, было принято «Постановление об организации экспорта», включавшее предметы музейного характера. Большевики тихо готовились к нему предыдущие пять лет — в 1925 году была большая распродажа драгоценностей императорской фамилии. С финансовой точки зрения многое было сделано совершенно неправильно: продажи начались в 1928-м, а в 1929-м наступил экономический кризис, но этого старались не замечать.

Конечно, Эрмитаж оказался главным пострадавшим, поскольку был самым богатым. Петербург был богаче Москвы, что сказалось на распродаже пригородных дворцов. Пострадали многие, в первую очередь церковь, но это отдельная гигантская тема — Юрий Пятницкий, чьи статьи присутствовали в американском издании Selling Russia Treasures, готовит отдельное исследование. Можно углубляться в церковные потери, можно в потери Алмазного фонда, но наша задача — дать общую картину.