Для решения проблем, с которыми сталкивается российское общество, в последнее время все чаще предлагаются меры, носящие явный отпечаток дирижизма. Создается впечатление, что лозунг «люди — вторая нефть» все в большей мере воспринимается буквально: общество рассматривается как некоторый ресурс, из которого следует как можно быстрее начинать извлекать ренту.
И то, над чем лет пять назад еще можно было посмеяться, сегодня приходится воспринимать как реальную угрозу. Предложения звучат порой те же, но сегодня они гораздо более отвечают выросшему спросу со стороны власти на дальнейшую централизацию и контроль. Таким образом, подобные предложения призваны сформировать «меню» дирижистских решений, из которых те или иные затем вполне могут стать элементами экономической политики.
Это касается и сферы высшего образования. Последняя все чаще рассматривается в контексте экономической политики властей, задачей которой является развитие отраслей экономики в кооперации с производителями (неомеркантилизм). Такая политика не является злом до тех пор, пока не превращается в универсальный механистический подход к решению самых разных проблем, который продолжает применяться, даже если причиняет вред другим сферам деятельности. В высшем образовании зло появляется тогда, когда государство начинает воспринимать обучение молодого поколения как этап формирования работников, которым после окончания вуза надлежит работать на определенном предприятии.