Из призраков в криминальные авторитеты
«Не зная жизни, как познаешь смерть?», — знаменитое изречение Конфуция из «Суждений и бесед» (论语; XI. 12) могло бы удовлетворить послушного студента или сытого чиновника, но не простого землепашца, который в целях выживания готов был задобрить любого бога и духа. Народная религия старого Китая была крайне прагматичной: крестьяне молились и даосским святым, и буддистским бодхисаттвам, и конфуцианским совершенномудрым — такой эклектичный набор получил название «Три учения» (三教).
Свою роль в народном сознании играли и божки, духи, мифические звери, которые чаще контактировали с людьми, чем существа более высокого ранга. Однако порой им удавалось подниматься по социальной лестнице и занимать важные позиции в китайском пантеоне. Так произошло с «пятью богами», которые начинали свой путь во времена династии Тан (唐朝; 618–907 гг.) как призраки на юго-востоке Китая (провинции Цзянси, Цзянсу и Чжэцзян)., о чем свидетельствуют «Заметки из Лунчэна» (龙城录) знаменитого писателя Лю Цзун-юаня (柳宗元; 773–819 гг.). Обрастать подробностями «пять богов» стали в эпоху Сун (宋朝; 960–1279 гг.): одни представляли их одноногими горными демонами, другие — обезьянами. Вели себя призраки непредсказуемо и разнузданно: грабили торговцев, насиловали женщин, нападали на чиновников, но иногда делились с крестьянами и даже предоставляли им защиту за мясо и вино.